Либидо

(libido) Теория Л. яв-ся одной из наиболее широких и спорных концепций психоан. Л. относится к половому биолог. инстинкту, влечению или психич. энергии. Метапсихология изменений и преобразований Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоан. теорий психологии развития, психопатологии и клинической практики. Фрейд твердо верил в биолог. обусловленность Л. и возлагал большие надежды на его биолог. трактовку, но все же расширил это понятие, включив в него наряду с базисными сексуальными аспектами жизни еще и чувственные аспекты. К.-Г. Юнг подверг критике теорию Л. Фрейда уже в 1916 г., утверждая, что сексуальность является лишь разновидностью более первичной, недифференцированной формы психич. энергии или жизненной силы. Д. Рапапорт заменил понятие Л. понятием общей, неспецифической энергии побуждений, когда переплавлял традиционный, ориентированный на инстинкты и Оно психоан. в более широкую эго-психологию. Растущая озабоченность в связи с банкротством гидравлической и термодинамической моделей, а заодно и модели разрядки побуждения привела к устранению или ослаблению значения теории Л. во многих позднейших формулировках психоан. теории. Если оставить в стороне споры о том, какую роль играет Л. в психоан. теории или любой другой теории поведения и патологии, то свою полезность сохраняют две неизменные области понятий, выведенных из теории Л., в особенности если учитывать и уважать метапсихологический характер последних. Одна область - это качественные свойства Л. (или любой инстинктуальной энергии), к-рые служат в качестве структуры, процесса и орг-ции так называемого драйва, или побуждения. Вторая полезная область понятий, выведенных из теории Л., - понятия связанных с возрастным развитием прогрессивных изменений психосексуальности и объектных отношений. Либидинальная гратификация была поставлена в связь с чувственностью или активностью, сфокусированной на каждой из т. н. эрогенных зон тела, сменявших одна другую при прохождении стадий развития. Конкретные особенности характера и/или патологии связывались с успехами, неудачами и компромиссами на каждой ступени цепного процесса развития. Продвижение Л. от аутоэротизма (гратификация при посредстве собственного тела) к нарциссизму (любовь к самому себе) и объектной любви (гратификация через вовлеченность в отношения с другими людьми) служит дополнением последовательности психосексуального развития, добавляя еще одну важную генетическую линию, из к-рых в итоге формируется основа для психоан. диагностической классиф. См. также Сексуальность человека, Психоанализ Д. Л. Вертлиб

Просмотров: 835
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • F66.0х Расстройство психосексуального созревания (развития)
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • История развития понятий «общение» и «коммуникация»
  • История развития учения о патологии личности
  • НИХОНДЗИН РОН (япон. - теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. - теории японской культуры)
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Психосексуального развития стадии
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (СРЕДНЕ-УРОВНЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ОЧЕРКИ ТЕОРИИ
  • Связь теории с практикой
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • Стадии психосексуального развития
  • ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  • ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕОРИИ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  • Теории
  • Теории преступности и девиантного поведения
  • Теории сна
  • Теория сексуального развития 3. Фрейда
  • ФОРМАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь