|
Групповая динамика(group dynamics) Важная роль групп давно признавалась исследователями об-ва, однако изучение их как отдельной проблемной области началось лишь в 1930-1940-х г.г. Три источника - соц. значение, практ. использование и научное понимание - составили общий фундамент Г. д.; они же внесли свой вклад в ту раздробленность интересов в данной области, к-рый характерен для нее и сегодня. История вопроса Формирование и само назв. - Г. д. - связаны с именем Курта Левина. Левин использовал в психологии личности геометрические модели в отношении таких соц. понятий, как границы, специализация, направление и планирование, с целью объяснения поведения личности (топологическая психология). Эта теория оказалась применимой и к интерпретации групп. поведения; напр., она смогла дать различным субполям чел. соотв. интерпретацию ролей и статусов, а тж рассмотреть границы между ними - и их прочность - как препятствия для соц. мобильности. Эта теорет. модель нашла выражение в серии экспериментов, к-рые проводились уже на группах. Сюда входили как собственные эксперименты Левина - в частности, проведенные совместно с Липпитом исслед. авторитарной и демократической групп. атмосферы, так и эксперименты Мэйо и Ротлизбергера с группами фабричных рабочих; исслед. Шерифом групп. конфликтов и выработки групп. стандартов в условиях летних лагерей; социометрическое изучение Морено совместного проживания групп. Эти ранние исслед. продемонстрировали различные методики и возможные места для проведения групп. экспериментов. Кроме того, они могли проводиться как в лабораторных условиях, так и в условиях реальной жизни или как полевые эксперименты. Вопрос о практ. значении изучения групп связан с тем соц. контекстом, в к-ром возникло понятие Г. д.: с возросшей мобильностью и ослаблением сложившейся соц. структуры в рез-те Великой депрессии и Второй мировой войны. В общественном сознании сложилось и получило распространение представление о благотворном воздействии группы; такое представление отразилось на отношении к самому изучению групп, придав ему некую долю мессианского привкуса. Этот интерес привел к определенному раздвоению смысла словосочетания "Г. д." - это и наука о группах, и некая идея ценности групп. Все эти тенденции нашли выражение в разраб. теории Г. д. Теор. и практ. работы Левина по этой теме опубликованы в двух сборниках: "Теория поля в социальных науках" и "Разрешение социальных конфликтов". Природа групповой динамики Теория. Теория Г. д. рассматривает малую группу из двух чел. в качестве единицы анализа. Сама группа м. б. определена как некое небольшое сообщество индивидуумов, в к-ром сохраняются личные контакты друг с другом. В соответствии с общей программной установкой Левина понятия Г. д. включают структурные и динамические аспекты. Структурные аспекты могут быть представлены в виде графических изображений овала, разделенного на ряд областей. Эти изображения иллюстрируют простые отношения, такие как смежность областей, кратчайший путь из одной области в др., доступность извне и степень центральности. Прочность границ между областями м. б. обозначена обычными или жирными линиями. Изучение таких ил. позволяет описать такие структурные изменения, происходящие в группе, как стратификацию, сочленение, периферические и центральные позиции и свойства групп. Элементы этой картины группы могут показывать индивидуумов, но эти же элементы могут быть определены как функции или роли внутри группы, как возможные, не занятые в течение определенного периода времени позиции индивидуумов. Характер такого подразделения не задан, но зависит от конкретного назначения элементов. Роли могут определяться характером самой задачи, условиями функционирования группы или теорет. программой лидера, ресурсами индивидуума или оппозиции. Пространственное расположение ролей может указывать на мобильность, коммуникацию или иные взаимодействия. Динамические аспекты были разраб. по аналогии с мат. понятиями, заимствованными из области прикладной механики. Они включают перемещение, векторы, силы, напряжение, цели, мощность и силовые поля. Все эти понятия призваны объяснить групп. изменения или возможность таких изменений. Изменения могут затрагивать группу в целом, и в этом случае группа рассматривается как включенная в нек-рую др. структуру, в рамках к-рой она функционирует. Если группа пытается решить определенную задачу, поле представляет собой последовательность шагов, приводящих к ее решению. Перемещение группы к области цели, репрезентирующей конечное решение задачи, направляется силами; и тогда говорят, что эта область обладает валентностью для данной группы. Однако группа может иметь дополнительную цель, может использовать различные пути для достижения данной цели или иметь негативную валентность (или отвращение) в отношении области, лежащей на пути к цели, - в последнем случае это будет приводить к возникновению конфликтов. Путь, или маршрут, указываемый результирующим вектором этих сил, и будет тем предпочитаемым путем, к-рый избирается данной группой. Намерение достичь групп. цели рассматривается тж как напряжение, существующее в группе, к-рое устраняется в рез-те достижения данной цели. Напряжения являются генерализациями побуждений, но они тж могут возникать в рез-те обычного желания или инструкции по достижению определенной цели. Поэтому прерывание решения задачи может приводить к росту напряжения; попытки ослабить это напряжение - к реализации соотв. действий либо в форме реального завершения задачи, либо в форме воображаемого ее завершения, что можно наблюдать на примере групп. дискуссий или продуктов воображения данной группы. Если рассматриваемые до сих пор динамические понятия характеризовали действия группы в определенном окружении, то власть и относящиеся к ней понятия связывают группу с ее членами. Мощность дифференцирует подобласти или индивидуумы внутри группы: к.-л. область обладает мощностью, если ее движения или изменения будут вызывать соотв. изменения в др. областях. Если для каждой области указать степень ее мощности, то т. о. можно описать силовое поле всей группы. Не только составляющие группу индивидуумы, но и сама группа как единица обладает определенным уровнем мощности. В действительности исслед. власти группы над своими членами представляют собой наиболее значительную часть эксперим. работ и практ. приложений в данной области. Сложная структура групп. членства будет приводить к конфликтам индивидуумов, обладающих сходными уровнями власти; это может вызывать стресс и изменения в составе членов группы, если такой стресс становится непереносимым. Исследования. Репутация Г. д. основана, в частности, на сформированных ею новых исследовательских традициях в эксперим. соц. психологии: изучении групп и групп. членства, групп. давления и конформизма, власти и влияния, лидерства и исполнения, мотивационных процессов и процессов формирования структуры. Каждый из этих разделов опирается на определенный набор теорет. понятий и представляет собой новое направление в исслед. групп. Изучение групп. членства связано с формированием групп. границ и основ власти группы над своими членами. Эмпирическая задача здесь заключается в том, чтобы, исходя из членства и сплоченности группы, определить такие границы и сильные стороны группы. Групп. давление означает власть группы над своими членами. При переводе абстрактного термина власти в операциональное определение конформности при проведении эксперим. и полевых исслед. следует учитывать многочисленные факторы. Давление в направлении согласованности мнений и действий оказывается неодинаковым для всех членов группы, оно тж выражается по-разному в отношении различных аттитюдов и форм поведения. Так, лидерам не только предоставляются определенные права в нарушении правил, но от них также требуются инновационные усилия, а группы со сложившейся структурой и традициями будут приобретать власть над своими членами и терпимо относиться к разнообразию их мнений по мн. вопросам, если достигнуто согласие в отношении ключевых проблем. В основном, однако, приверженность групп. стандартам является функцией от сплоченности группы. Под заголовком "власть и влияние" изучается динамика взаимоотношений членов группы. В этих исслед., как правило, рассматриваются приемы и способы, повышающие уступчивость влиянию. Сюда можно отнести приемы, к-рые опираются на общие соц. условия, такие как апелляция к легитимности власти или авторитету специалиста; приемы, использующие исключительно межличностные процессы, такие как лесть, либо осн. на обмене или возможном будущем взаимодействии. Так, эксперименты по проявлению соц. власти могут показать, как поддерживаются лидерские позиции, но в них тж могут рассматриваться механизмы, к-рые сохраняют группу посредством взаимного влияния ее членов, в т. ч. - через установление доверия. Напряжение в группе, так же как и у индивидуума, может отождествляться с мотивацией. В группах мы иногда делаем записи о постановках целей и об усилиях, направленных на достижение этих целей. Наблюдение групп. деятельности позволяет измерять возникновение напряжения и дифференциацию напряжения внутри группы. Групп. структура и ее влияния представляют топологический аспект этой теории. Изучение коммуникации и управления в ориентированных на решение задач группах, как и изучение социометрических паттернов в существовании групп - одна из наиболее интенсивно исследуемых областей Г. д. Практика. Область практ. применения Г. д. развивалась в ином направлении. Левин и его сотрудники организовывали практ. семинары, в ходе к-рых участники овладевали умениями и навыками работы с группами, причем процедура обучения включала использование Г. д. в индуцировании влияния, назначении ролей и установлении групп. целей и задач. Была разраб. осн. форма проведения таких семинаров - ее можно было бы назвать тренингом сензитивности. Их содержание гл. обр. было связано с групп. процессами и включало: примеры, широко привлекавшиеся из ситуаций текущего взаимодействия и жизненного опыта участников; наблюдение процесса взаимодействия и "обратную связь"; использование как позитивного, так и негативного воздействия с целью формирования интенсивной эмоциональной атмосферы; акцентирование ценности личных и организационных изменений. Групп. тренинг (в узком значении) впоследствии отчасти сменился обращением к "человеческому потенциалу". Здесь подчеркивалось преимущественное значение индивидуального и личностного роста. Осн. методики не претерпели существенных изменений, но акцент постепенно сместился в направлении самовыражения, физ. манипуляций и еще более интенсивного эмоционального переживания; эти группы сегодня называются группами встреч. См. также Групповая сплоченность, Малые группы К. У. Бек Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|