АКСЕЛЬРОД (псевд. Ортодокс) Любовь Исааковна

(1868, м. Дуниловичи Виленского у. Виленской губ. - 5.02.1946) - философ-марксист. С ранних лет участница российского революционного движения; в 1887 г. эмигрировала во Францию; с 1892 г. - в составе группы "Освобождение труда"; в 1900 г. окончила философский ф-т Бернского ун-та; сотрудничала в журн. "Заря" (1901-1902) и газ. "Искра" (1901-1905). В 1903 г. примкнула к меньшевикам - сторонникам Плеханова; в 1917 г. - член ЦК партии меньшевиков и плехановской группы "Единство"; в советское время работала в Ин-те красной профессуры, Ин-те научной философии РАНИОН, в Академии художественных наук. А. - одна из немногих участников российского революционного движения кон. XIX - нач. XX в., профессионально занимавшихся преимущественно в сфере философии. В дооктябрьский период ею опубликован ряд работ, направленных гл. обр. против сторонников неокантианства и эмпириокритицизма внутри социал-демократии, против рус. философского идеализма нач. XX в., а также популяризирующих диалектический материализм  как философию марксизма: "Теория стоимости и диалектический материализм" (1907), "К. Маркс и немецкая классическая философия"  (1908) и др. В рецензии на работу Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (Современный мир. 1909. № 7), полемизировала с ним по ряду философских проблем, в частности, защищала плехановскую т. зр., согласно к-рой ощущения и представления человека есть не копии и изображения вещей, а условные знаки, иероглифы. В 20-е гг. А. разделяла нек-рые идеи т. наз. "механистического понимания" мира, но в смысле не перенесения законов механики на явления природы, а неприятия принципов сотворенности мира, телеологии и витализма. По осн. философским вопросам А. занимала - среди "механистов" особое место, она существенно отличалась от таких лидеров "механицизма", как А. К. Тимирязев и И. И. Скворцов-Степанов. А. отнюдь не сводила философию к выводам конкретных наук, вслед за Плехановым полагая, что философия есть самостоятельный синтез идей, опирающийся на результаты естествознания и обществоведения. Подобно Плеханову, А. представляла себе марксистскую философию как систему, философскую теорию, мировоззрение, осн. составными частями к-рого являются диалектический метод, теория мышления, философия природы  и философия истории.  При этом она понимала диалектический метод как метод познания, субъективную диалектику, диалектическое мышление, отражающее движение объективного мира. В исходных принципах философии, в силу ее приверженности традиции, идущей от Плеханова, у А. было больше сходства с Дебориным, нежели с философами, входящими в группу "механистов". Но, в отличие от представителей школы Деборина, А. усматривала задачу философов-марксистов не столько в разработке философской системы, ее общих диалектических принципов и законов, сколько в применении этих принципов к конкретным явлениям, в конкретно-научном познании диалектических законов, проявляющихся в различных областях действительности.

Просмотров: 1029
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Диалектический материализм
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Диалектический материализм
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Диалектический материализм
  • Диалектический материализм
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
  • Диалектический метод
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
  • Диалектический метод принятия решений (ДМПР)
  • МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Позитивизм и материализм в русской философии XVIII-XIX вв.
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь