Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ



ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

— философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно-теоретической деятельности. Д. м. создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, др. философами-марксистами. Теоретическими источниками Д. м. явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Д. м. вбирает в себя наиболее значительные достижения совр. мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи. Осн. системообразующими принципами Д. м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир- познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник к-рого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов; принцип преобразования мира, согласно к-рому историческая цель развития об-ва состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования об-ва и достижения социальной справедливости и равноправия членов об-ва; принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой об-ва — с др. Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует четкого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления. Д._ м. стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования об-ва. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство.  Поэтому Д. м. и исторический материализм  представляют собой единое философское учение. Д. м. выполняет ряд важных функций. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений совр. науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Др. его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания Д. м. разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в совр. условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира. Д. м. играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции совр. научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества. В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление об-ва и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жестких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя. Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном совр. мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира", разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством. Важнейшей задачей Д. м. в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, т. е. взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, Д. м. стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.

Просмотров: 1206
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ»
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «Социальной дистанции» принцип
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • Гуссерль: Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • Ограничения, накладываемые нашей картиной мира
  • ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Принцип материальности мира
  • Принцип познаваемости мира
  • Принцип развития
  • Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой
  • РАЗВИТИЯ ПРИНЦИП
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • единства сознания и деятельности принцип
  • принцип единства психики и деятельности
  • принцип единства содержания и формы
  • принцип единства явления и его сущности
  • принцип развития
  • развития принцип



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь