ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

- марксистско-ленинское филос. учение, единственно науч. мировоззрение современности. Д.м. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые с позиций рабочего класса подвергли критич. анализу и творчески переработали высш. достижения филос. мысли прошлого, в части, диалектич. учение Гегеля и материализм Л. Фейербаха, к создали принципиально новое филос. учение, в к-ром материализм и диалектика представляют собой органическое единство. В. И. Ленин творчески развил Д. м. в новых историч. условиях, обобщил и осмыслил с филос. позиций открытия совр. естествознания. Д. м. есть высш. форма материализма. Он исходит из признания первичности материи и вторичности сознания. С т. зр. Д. м. весь окружающий нас мир есть бесконечная в своем развитии и самодвижении материальная Вселенная. Движение, пространство и время  представляют собой всеобщие и необходимые формы существования материи. Материя существует вечно и не нуждается ни в каком «творце», ни в каком «первотолчке» или «перводвигателе». Источником вечного движения, изменения и развития материи являются присущие ей внутр. противоречия. Диалектико-материалистич. концепция рассматривает развитие не как простое количественное изменение, а как сложный процесс, включающий скачки, перерывы постепенности, переходы количественных изменений в качественные, единство и борьбу противоположностей. Д. м. объясняет движение материи как ее самодвижение, устраняя тем самым религ.-идеалистич. идею творца. Наиболее общие законы движения материального мира суть законы диалектики. Проблема отношения сознания к материи выступает как осн. вопрос философии, к-рый решается Д. м. с последовательно материалистич. позиций. В противоположность агностицизму и позитивизму Д. м. утверждает безграничную возможность познания человеком окружающего мира-В то же время возможности познания мира на каждом этапе развития общества исторически обусловлены уровнем развития человеч. практики и науки. Науч. истины всегда относительны, но относительность знаний не исключает, а предполагает наличие в них объективного содержания. Д. м. в отличие от сенсуализма и рационализма учитывает важную роль в процессе познания как чувств, созерцания, так и абстракт, мышления. Практика, с т. зр. Д. м., выступает не только критерием истинности знаний, но и основой всего процесса познания и его целью. Атеизм -необходимая сторона Д. м. Поскольку Д. м. отрицает существование сил и сущностей, находящихся вне реального, чувственно воспринимаемого мира, он ате-истичен по своей сути. Все положения, законы и категории Д. м. своим содержанием опровергают религию и идеализм. Д. м. существует в неразрывной связи и органическом единстве с историч. материализмом. Д. м. представляет собой философию нового типа. Он выступает как теоретич. оружие марксистско-ленинских партий, всех трудящихся, борющихся за победу социализма и коммунизма. Будучи методологией всякого науч. познания, Д. м. позволяет правильно подойти к изучению любого процесса и явления в природе и в об-ве, выявить взаимосвязи и сцепления явлений, предсказать общее направление развития событий в будущем. Поэтому Д. м. имеет неоценимое значение не только для развития теоретич. познания, но и для практики, для политики марксистско-ленинских партий. Д. м. позволяет не только научно объяснить мир, но и изменить его в соответствии с объективными законами его развития, в интересах всех трудящихся.

Просмотров: 931
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • Американское просвещение: Представления о процессе познания
  • ВОЛНЫ МАТЕРИИ
  • Волны материи
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Двойственность в материи
  • ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Единство обучения и развития
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (по ТРИЗ)
  • МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА
  • Материи и духа проблема
  • НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ  
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • СТИХИЙНО – ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • СТРУКТУРНОСТЬ МАТЕРИИ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Форма познания
  • Формы научного познания
  • Этапы развития сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь