|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Диалектический материализмфилософское учение, в котором развита онтология и теория познания марксистской философии. В онтологии это учение претендует на синтез материализма и диалектики. В рамках Д. м. был развит ряд положительных идей, но, во-первых нельзя согласиться с его самооценкой как вершины мировой философии, и, во-вторых, сама эта концепция достаточно противоречива и её положительные моменты не удалось последовательно доработать именно вследствие определенной ограниченности. В Д.м. бытие отождествляется с материей, субъективная реальность трактуется как человеческое сознание, являющееся свойством высокоорганизованной материи, а признание внечеловеческой духовности вообще объявляется «пережитком». Но что понимается под материей? Маркс характеризовал материю как субъекта своих изменений, а Ленин – как объективную реальность, определяемую через её противопоставление сознанию. Заслугой Ленина является то, что его определение материи позволяет преодолеть физикализм. Но эта возможность не была последовательно реализована в советской философии. Не удалось также согласовать онтологический (Маркс) и гносеологический (Ленин) аспекты понимания материи. «Субъектность» материи раскрывалась через её диалектическое понимание, т.е. через признание развития как её важнейшей характеристики. В основе же развития лежит самодвижение как результат внутренних противоречий материальных явлений. К сожалению, не удалось использовать для понимания основы развития идею отражения как всобщего свойства материи, высшей ступенью которого является человеческое сознание. Этому помешала недостаточная определенность данной идеи, поскольку Ленин не мог ещё четко различить физическое и инфрмационное отражение и говорил о «копиях» предметов в сознании. Д.м прав в своей борьбе с субъективизмом, неизбежно ведущим к солипсизму, в признании объективной реальности как основы признания объективной истины. Этому направлению принадлежат значительные успехи в исследовании категорий как атрибутов материи и структуры её рационального познания. Однако игнорирование не менее объективной роли субъективности и идеального начала в целом в человеческом и мировом бытии, не редуцируемых к материи и не поддающихся освоению посредством научно-технического познания, не позволило ему превратится из одной из предпосылок в целостное основание философии и мировоззрения, адекватных требованиям современной эпохи. - Лосский Н.О. История русской философии. М., 1990. С. 402-440. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях Ч. 1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 103-107,131. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|