СУППОЗИЦИЯ

(от лат. suppositio - подкладывание, подмена)

- термин, использовавшийся средневековыми логиками для обозначения разных употреблений термина.

В обычном языке один и тот же термин может относиться к предметам различных типов. Во-первых, он может использоваться для обозначения отдельного предмета соответствующего класса. Это употребление термина в его собственном, или обычном, смысле называется формальной (или естественной) С. Напр., слово "человек" обычно является общим именем множества людей. Говоря "Человек смертен", мы имеем в виду: "Все люди смертны", т. е. "Каждый из людей смертен". Во-вторых, слово может обозначать себя, т. е. использоваться в качестве своего собственного имени. Примерами такого употребления слова "человек" могут служить утверждения: ""Человек" начинается с согласной буквы", ""Человек" состоит из трех слогов", ""Человек" - существительное с неправильным множественным числом". Это т. наз. материальная С., или роль слова. В-третьих, слово, когда оно используется в определенном контексте, может оказаться именем единичного объекта того класса объектов, который обычно обозначается этим словом. Так, слово "человек" обозначает множество людей, но в конкретном случае оно может употребляться для обозначения отдельного человека: мы говорим "Идет человек", подразумевая: "Идет конкретный человек". Такая роль слова называется персональной С. В-четвертых, слово может употребляться для обозначения всего соответствующего класса объектов, взятого как целое. Это - т. наз. простая С. Слово "человек" обозначает в ней всех людей, рассматриваемых как некоторое единство: "Человек является одним из видов животных".

Изучение С. терминов важно для предотвращения логических ошибок. Если кто-то обещает говорить по-китайски, это может означать как то, что он заговорит на китайском языке (формальная С.), так и то, что он начнет монотонно повторять: "По-китайски, по-китайски ..." (материальная С.). В рассуждении "Поскольку человек - вид живых существ, а столяр - человек, то столяр - вид живых существ" явно смешиваются персональная и простая С. слова "человек".

В современной логике из многочисленных С., выделявшихся средневековыми логиками, сохранило свое значение различение формальной и материальной С. Все остальные С. слишком громоздки и неточны для того, чтобы ими пользоваться, во многом они опираются на определенную аморфность естественного языка. При построении искусственных (формализованных) языков логики, от которых требуется однозначность, употребление одного и того же термина во многих разных "ролях" способно привести к неопределенности и ошибкам.

Использование слова или иного выражения в материальной С., т. е. в качестве имени самого себя, получило название автонимного употребления выражений. Оно широко распространено в логике и других науках. Сохранение в одном языке двух "ролей" одних и тех же слов - их формальной и материальной С. - двусмысленно. Но эта двусмысленность часто бывает удобной. Напр., вместо того чтобы писать слова "знак импликации", мы можем писать "->", и эта стрелка является именем самой себя.

Двусмысленностей и непонимания, связанных с путаницей между обычным употреблением слова и его употреблением как своего собственного имени, можно всегда избежать. Для этого используются либо дополнительные слова в формулировке утверждения, либо кавычки, либо курсив. Скажем, кто-то может написать: "Человек состоит из трех слогов". Но чтобы не возникло недоразумения, лучше употребить какую-либо из следующих формулировок: "Слово "человек" состоит из трех слогов", или ""Человек" состоит из трех слогов", или "Человек состоит из трех слогов".

Просмотров: 611
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » А. Ивин, А. Никифорович. Словарь по логике, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Знак»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
  • Человек
  • Человек
  • Человек
  • Человек
  • Человек
  • Человек
  • Человек
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь