ЧЕЛОВЕК

— био-социо-культурно—экзистенциаль-ное существо. Все указанные измерения человека необходимы и достаточны, чтобы полностью задать сущность человека и выделить его из мира других элементов бытия. В биологическом плане человек представляет собой отдельный вид, возникший сравнительно поздно на траектории эволюции всего живого (по данным современной антропологии возникновение вида Homo sapiens на Земле датируется примерно 3 млн. лет назад, тогда как зарождение живого в космосе произошло около 3,2 — 3,5 млрд. лет назад). Для человека как биологического вида характерен свой специфический генетический код, расшифровка которого к настоящему времени практически полностью завершена. Как специфическое биологическое существо человек может существовать только в определенном интервале физико-химических условий. В ходе антропогенеза у человека сформировались такие существенные признаки, как прямая походка, развитый мозг, способность осуществлять целенаправленную деятельность, использовать язык в процессе коммуникации, вести коллективный образ жизни. В социальном плане человек оказался способным сознательно проектировать и создавать социальные системы от простейших (семья, род, община) до весьма сложных (государство, объединение государств, цивилизации, мировое сообщество), состоящих из множества высокоорганизованных подсистем (армия, экономика, политика, образование, паука, идеология и др.). Осознав преимущества социально организованной жизни в борьбе за существование с другими видами, человек частично принес в жертву свою изначальную индивидуальную свободу и своеволие, ограничив их рамками соблюдения общих интересов.

Начиная с определенного момента эволюции человечества, его главной заботой становится воспроизводство социальных систем и их совершенствование. Сущность человека все более определяется совокупностью наличных общественных отношений, обслуживанием и развитием последних. Однако при всей зависимости от социальных отношений человек всегда был в конечном счете их творцом. Особенно велика в этом плане роль великих личностей — социальных инноваторов как в отдельных сферах общественной жизни, так и в понимании структуры общества в целом, ее проектирования и реализации. Это относится не только и даже не столько к великим государственным деятелям, полководцам, ученым, сколько к духовным лидерам, деятелям культуры в самом широком смысле этого слова, то есть к создателям новых систем социальных ценностей (общезначимых представлений о целях, идеалах, предназначении человека). Культура и социум когерентны друг другу, но ни одно из них не сводимо к другому. Культура взыскует высокого и должного, социум — массового и сущего. Между ними всегда существует определенный люфт, зазор, противоречие. Но именно потому, что человек прежде всего творец, его культурное измерение и предназначение выше совокупности господствующих общественных отношений и не сводимо к последним. Наконец, четвертым важнейшим измерением человека является экзистенциальность его бытия. Она выражается не только в том, что человек есть постоянно рефлектирующее существо, благодаря наличию у него сознания и самосознания, но и всегда открытый и незавершенный проект с неопределенным будущим. 13 отличие от социальной свободы, за которую человек борется, экзистенциальная свобода дана ему изначально и не столько как награда, сколько как тяжелая, мучительная ноша постоянно совершать выбор, не делая при этом непоправимых иногда ошибок. С экзистенциальной точки зрения, человек суть не что иное, как множество совершенных им актов выбора.

Он — хозяин своей судьбы, ответственность за которую лежит прежде всего на нем самом, а не на окружающих его обстоятельствах. Нельзя прожить жизнь за другого, так же как никто не может прожить твою собственную, личную жизнь. Жизнь каждой личности — это собственный крест ее выбора и ответственность. Основными модусами и вечными проблемами экзистенциального бытия человека являются Вера, Надежда, Страх, Отчаяние, Любовь, Ненависть, Жизнь, Смерть. Только при экзистенциальном измерении человек открывается и раскрывается как личность. При всех остальных измерениях человек как личность остается недоступным анализу.

Неизбежной платой человека за осознание и полагание им себя Личностью является чувство Одиночества, ощущаемое им во всех актах выбора, но особенно в пограничных ситуациях (ситуациях между Жизнью и Смертью). Одним из главных, а по существу единственным способом преодолеть или как-то смикшировать это чувство является Любовь к Другому. Она выражается в стремлении как-то идентифицировать себя с Другим, слиться с предметом своей Любви. В поисках самого надежного Другого, Человек часто обращается к Богу как Высшей Трансцендентной Личности, Силе, олицетворяющей и репрезентирующей собой Бытие, Мир как целое.

Бытие любого человека принципиально проблемно. Прежде всего в том смысле, что вся жизнь человека есть постоянное решение проблем, причем решение одних проблем возможно только за счет создания других. Беспроблемной экзистенции не бывает. Экзистенциональная напряженность человеческой жизни состоит в необходимости постоянного структурирования и нереструктурирования проблемного поля своего существования. (См. социальная система, антропогенез, бытие, культура, личность).

Просмотров: 1461
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • HOMO HABILIS ("Человек умелый")
  • HOMO RUDOLFENSIS ("Человек рудольфский")
  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • АДАПТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА» (А. СЧМ)
  • БУДДА И ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК—ОДНА СУЩНОСТЬ
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Жизнь человека
  • Жизнь человека
  • Здоровый образ жизни человека
  • Подлинная жизнь человека
  • Продолжительность жизни человека
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА»
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО
  • Человек (HOMO SAPIENS)
  • Человек – индивид – личность – индивидуальность
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Человек и культура
  • Человек и личность
  • Человек культуры
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь