|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
АЙДУКЕВИЧ (AJDUKIEWICZ) Казимеж(1890-1963) - польск. логик и философ, видный представитель Львовско-варшавской школы. С 1921 преподавал логику и философию в Львовском ун-те. После второй мировой войны проф. и ректор Познаньского ун-та, с 1954 - проф. Варшавского ун-та, главный редактор журнала Studia Logica. Для взглядов А. характерны резко отрицательное отношение к иррационализму и акцент на логико-методологических аргументах в пользу рационализма. В 30-е годы А. был близок Венскому кружку, разделяя с его представителями некоторые общие принципы аналитической философии. Однако он критически относился к догмам логического эмпиризма: отвергал идею логического синтаксиса как универсальной методологии, отрицал возможность резкого разграничения между "языком наблюдения" и "языком теории", включал прагматику языка в процедуры его рационального анализа и т.д. В рамках выдвинутой им программы "семантической эпистемологии" А. разработал концепцию значения, согласно которой значение языкового выражения определяется совокупностью аксиоматических, дедуктивных и эмпирических правил, обязательных для данного языка. Язык, не содержащий выражений, неопределимых посредством таких правил, называется замкнутым и связанным; такие языки либо полностью переводимы, либо полностью непереводимы. Значения всех взаимопереводимых замкнутых языков образуют "концептуальный каркас", применение которого к эмпирической области дает "картину мира". Отождествив научные теории с замкнутыми и связанными языками, А. сформулировал доктрину радикального конвенционализма, утверждающего, что предложения наблюдения зависят от принятого конвенционально "концептуального каркаса" и, следовательно, не образуют "теоретически нейтрального" эмпирического базиса. Теоретические системы взаимонепереводимы и образуют разные "картины мира"; истинность входящих в них предложений относительна к системе; выбор системы подчинен прагматическим критериям (простоты, эвристичности, объяснительной силы и др.). Преувеличение конвенционального момента в генезисе научных теорий вело к противоречию с требованиями объективности научного знания. С середины 30-х годов А. постепенно отходил от радикального конвенционализма, убеждаясь в том, что семантическая концепция замкнутых и связанных языков не выдерживает критики. Его взгляды эволюционировали к крайнему эмпиризму, в том числе к распространению требования опытной обоснованности на логические законы. В начале 60-х годов А. выдвинул тезис об опровержимое(tm) логических суждений. Столь далеко идущий эмпиризм сочетался у него с реалистической онтологией. Некоторые методологические идеи А. в 60-70-е годы были использованы в постпозитивистских концепциях философии науки: критика "мифа о данных" (У. Селларс), несоизмеримости теорий тезис, использование методов анализа значения для прояснения эволюционных процессов в науке и их движущих причин (Патнэм, Даммит, Дэвидсон, Хессе и др.). А. принадлежат оригинальные результаты в теории логического вывода и теории определений, в логике вопросов и индуктивной логике, логической семантике и синтаксисе. Большое значение для польской философии и логики имела его педагогическая и научно-организационная деятельность.
О znaczeniu wjrazen. Lwow, 1931; Zagadnienia i kierunki filozofii. Krakow, 1949; Zarys logiki. Warszawa. 1960; Jezyk i poznanie. T. 1-2. Warszawa, 1960-65; Logika pragmatyczna. Warszawa, 1975.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|