ПСИХОАНАЛИЗ

(от греч. psyche — душа и analysis — решение) — философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный 3. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В П. проводится различие между техникой П. как методом психологического исследования бессознательных психических процессов, связанной с этой техникой терапией и основанной на них теорией П. — совокупностью разнородных предположений о строении и функционировании психического аппарата в целом.

Истоком П. является фрейдизм, который придал многим гипотезам бессознательного философско-ан-тропологический статус. Рождение П. стало поворотным пунктом в судьбе психологии. Оно оказало воздействие и на философию, поскольку сложилось новое филос. направление. Отныне психологи могли

не только описывать разрозненные механизмы психики, но и изучать внутренний мир  человека в целом.

П. присущ динамический взгляд на все стороны умственной жизни, сознания и бессознательного. Фрейд опирался на богатую филос. и психологическую традицию. Гипотеза о неисчерпаемости психики выдвигалась многими мыслителями. Учение о бессознательных идеях можно обнаружить у И. Герберта, интуицию о психической энергии — у Г. Фехнера. Психологическая теория неврозов была разработана Ж. Шарко и П. Жане. Ключевое для П. слово “вытеснение” использовалось ранее А. Шопенгауэром.

Непосредственной предтечей П. оказался т.н. ка-тарсический метод, развитый в 1882 венским психиатром И. Брейером. Последний доказал, что тяжелые формы истерии могут излечиваться с помощью гипноза, если пациент сумеет вспомнить забытое травматическое переживание и соответственным образом “отреагировать” на источник невроза.

Фрейд заменил гипноз новым методом, который лег в основу П. В результате выяснилось, что травматические события, аффективные переживания, несбывшиеся мечтания только по видимости исчезают из психики. На самом деле они подвергаются вытеснению — активному удалению из сознания в сферу подсознательного. Вытесненное из сознания забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему энергию влечения. Под влечением Фрейд подразумевал общую направленность движения живого организма, бессознательное стремление человека к удовлетворению своих потребностей. Фрейд отказался от использования гипноза, применив метод свободных ассоциаций,  позволяющий неожиданно набрести на истоки травмы. Он разработал психологическую доктрину, призванную изучать скрытые связи и основы человеческой душевной жизни. Специфическое сочетание патологических впечатлений и представлений, особенно сексуальных, устраняется из сферы сознания. В сфере бессознательного, которая представляет собой резервуар сексуальных вожделений, разыгрывается сложная драматургия эмоций и устремлений. В результате содержание бессознательного проникает в сознание, создавая угрозу духовному единству Я, инкорпорированному в окружающий мир. 

Т.о., в основании П. лежит гипотеза о преобладающей роли бессознательного в психике человека, о влиянии разнородных “комплексов”, прежде всего либидо (энергии сексуальных влечений), на поведение, мысли и поступки человека. Вытесненное из сознания не угасает, не растворяется, а воздействует на психическую жизнь. Под всякими масками и облачениями бессознательное вновь проникает в сознание. Забывание, оговорки, грезы, ложные поступки, неврозы (истерии) и свидетельствуют об этом. Сознательное Я выставляет защиту против вытеснения влечений и импульсов. Так рождаются компромиссные психические образования.

Во время беседы, путем “анализа”, через свободные ассоциации можно высветлить эти переживания, вытащить их на свет из глубин бессознательного. По мнению Фрейда, сновидения имеют и смысл, и значение. Нам не снится то, что не является существенным отражением нашей внутренней жизни. Все сновидения можно понять, если знать ключ к их разгадке. Главный путь к пониманию подсознательного и осмысление наиболее мощных мотивов как патологического, так и нормального поведения лежит через истолкование сновидений. Фрейд не только определил природу сновидений, он настойчиво и непреклонно подтверждал одно из старейших представлений: сон есть осуществление иррациональных желаний, подавляемых во время бодрствования.

Поначалу П. сосредоточился на учении о различных формах и обнаружениях психической энергии, уделяя особое внимание либидо. Предполагалось, что в отличие от влечений к самосохранению они обладают способностью к вытеснению и сложным преображениям. В процессе индивидуального развития либидо концентрируется в различных телесных зонах, что и обусловливает фазы психосексуального развития: от аутоэротизма через Эдипов комплекс к внешнему развитию. Инфантильные компоненты сексуальности в ходе индивидуального развития вытесняются, обладая вместе с тем наибольшим патологическим потенциалом. Будучи базой психоневрозов, они влияют на формирование характера.

Разделение психики на сознательное и бессознательное явилось основной предпосылкой П. и дало возможность с его помощью понять важные патологические процессы в психической жизни. П. не считает сознательное сутью психики, а смотрит на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к др. качествам или может отсутствовать.

Фрейд весьма существенно обогатил психологию, введя понятие структуры психики. Психика, по Фрейду, есть единство трех систем, которые находятся в постоянном взаимодействии. Наиболее архаическая, безличная часть психики (1) называется “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котел” влечений, которые стремятся немедленно реализоваться. Оно — часть психики, связанная с соматикой, но лишенная контактов с внешним миром и не знающая различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Оно содержит страсти. Фрейд был первым психологом, который в противоположность распространенной прежде традиции исследовал все богатство человеческих страстей: любовь, ненависть, тщеславие, жадность, ревность и зависть. Страсти, которые ранее были “доступны” лишь романтикам и трубадурам, Фрейд сделал предметом научного исследования.

Следующая часть психики (2) — Я. Это то, что можно назвать рассудком. Она похожа на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе

коня. Разница только в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а Я — заимствованными. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет идти. Так и Я превращает волю Оно в действие, будто это была его собственная воля.

Отношение Я к сознанию специфично. Люди привыкли везде применять социальные и этические оценки, и они не удивляются, когда слышат, что деятельность низших страстей протекает в бессознательном. Но люди ожидают, что психические функции получают доступ к сознанию тем легче, чем выше они оцениваются с этой т.зр. Однако данные психоаналитического опыта иные. Даже тонкая и трудная индивидуальная работа, обычно требующая напряженного размышления, может совершаться и бессознательно, не доходя до сознания. В Я не только самое глубокое, но и самое возвышенное может быть бессознательным.

И наконец часть психики (3) — Сверх-Я. Оно формируется на базе предписаний родителей и воспитателей, которые выражают установки социальной среды. Хотя Сверх-Я функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги (совесть, идеал-Я). П. постоянно упрекали в том, что он не озабочен высоким, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек был вдвойне несправедлив — и исторически, и методически: во-первых, моральным и эстетическим тенденциям в Я с самого начала был приписан импульс к вытеснению; во-вторых, психоаналитическое исследование не могло выступать в виде филос. системы с законченным и готовым сводом научных положений, а должно было шаг за шагом пробивать себе дорогу к пониманию психических сложностей путем аналитического расчленения нормальных и анормальных феноменов. Высшее существо — это идеал-Я — репрезентация наших отношений к родителям.

Жизнь человека истолковывается в П. как поле битвы между сферой бессознательного, Я, с помощью которого человек сам себя отождествляет (механизм идентификации), и Сверх-Я, представленного системой моральных норм и социальных запретов, воздействующих через совесть.

Фрейд сделал колоссальный шаг вперед в осмыслении феномена человека. Философ 18 в. был бы чрезвычайно удивлен, если бы узнал, что личность формируется не в результате сознательного выбора, что человек оказывается упрямым или пунктуальным вовсе не потому, что эти качества кажутся ему уместными и привлекательными. Фрейд показал, что человек несет в своей психике следы детского психосексуального развития. Этим и определяется во многом разнообразие человеческих характеров.

О Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990; Руткевич A.M. Психоанализ. М, 1997; Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М., 1999.

П.С. Гуревич

Просмотров: 547
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ развития элементарной сенсорной психики
  • Делать вид, что не понимаешь
  • единица анализа психики
  • Единица анализа психики
  • Единица анализа психики
  • ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Основы функции психики. Особенности психического отражения
  • Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психики
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Структура психики человека
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • формирование личности, психики
  • Фрейд:Cудьбы влечений
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь