ГЕРБАРТ (HERBART) Иоганн Фридрих

(род. 4 мая 1776, Ольденбург - ум. 14 авг. 1841, Гёттинген) - нем. философ; с 1805 - профессор в Гёттингене, с 1808 - в Кенигсберге, с 1831 - снова в Гёттингене. Согласно Гербарту, философия - это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика - к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, - к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа - это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, т. к. для их разъяснения нет надобности прибегать к т. н. душевным способностям: "Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба". Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей - в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благосклонности, 4) права, 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в 19 в. была создана, вопреки намерениям Гербарта, особая школа педагогического формализма. Осн. произв.: "Allgemeine Pдdagogik", 1806 (рус. пер. "Главнейшие педагогические соч.", 1906); "Hauptpunkte der Metaphysik", 1806; "Allgemeine praktische Philosophie", 1808; "Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie", 1813; "Lehrbuch zur Psychologie", 1816 (рус. пер. "Психология", 1895); "Psychologie als Wissenschaft", 2 Bde., 1824-1825; 4Allgemeine Metaphysik", 2 Bde., 18281829.

Просмотров: 961
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • Альтернативные педагогические системы
  • ГЕРБАРТ (HERBART) Иоганн Фридрих (1776-1841)
  • ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776—1841)
  • Гегель: Нюрнбергский период (1808-1816), Гейдельбергский (1816-1818), Берлинский (1818-1830) периоды
  • Гербарт Иоганн Фридрих | HERBART, JOHANN FRIEDRICH (1776- 1841)
  • Диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения (ИСПО)
  • Душа общества
  • Заработной платы формы и системы
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
  • Педагогика постиндустриального (информационного) общества
  • Психология тоталитарного общества
  • Психология труда в широком смысле
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СИМВОЛИКА ПОНЯТИЙ
  • СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Системы гражданского права
  • Системы общего (англосаксонского) права
  • Соподчинение понятий
  • УХОД ЖИЗНИ ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ШТРАУС Давид Фридрих (1808-1874)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь