|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ— общественные организации в области образования. В России до 1917 действовали общества просветительские, имеющие целью развитие образования в целом; научно- педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и практики образования; профессиональные учительские организации, ориентированные на защиту прав учителя и содействующие их профессиональному росту. Наиболее многочисленными были благотворительные общества вспомоществования учащимся и взаимопомощи учителей (организовывались при учебных заведениях и как самостоятельные организации - например, Общество поощрения образованию в Самаре, 1886, Нижегородское общество поощрения высшего образования, 1894). В конце 19 в., по данным МНП, насчитывалось 193 общества (111 - по оказанию помощи учащимся, 47 - взаимопомощи учителей и 35 - собственно просветительские). К началу 20 в. имелось св. 6 тыс. благотворительных организаций (в 1900 ими содержалось св. 1,3 тыс. учреждений для призрения и воспитания детей, св. 930 заведений "дешёвого и бесплатного обучения" и 45 учреждений лечебной помощи детям). Наиболее значительные просветительские организации: Комитет грамотности при Московском обществе сельского хозяйства (осн. в 1845, активно действовал с 1859) и Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (1861). Комитеты занимались изданием и распространением учебной литературы, составлением библиографических списков, статистикой народного образования, создавали воскресные и вечерние школы для взрослых и пр. В 1896 они преобразованы в общества грамотности и переданы в ведение МНП. Во 2-й половине 19 в. получили распространение общества содействия женскому образованию: Общество воспитательниц и учительниц и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами в Москве, Общество попечительства о женском образовании в Екатеринославе, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию в С.-Петербурге с отделениями в других городах. Создавались общества, пропагандирующие техническое, коммерческое и другие направления профессионального образования. Значительную просветительскую деятельность вели Русское техническое общество (1866) и его Постоянная комиссия по техническому образованию (1868), а также Общество распространения технических знаний в Москве (1869) с учебным отделом (1871). Роль общественных научно-педагогических центров сыграли Петербургские педагогические собрания (1859), затем Педагогическое общество (1869), Педагогический музей Главного управления военно-учебных заведений (1864) и др. В конце 19 - начале 20 вв. образованы Педагогическое общество взаимной помощи в Петербурге, Педагогическое общество при Московском университете, педагогические общества в Казани, Орле, Риге, Одессе, Томске и других городах. Просветительскую работу вели многочисленные кружки, организованные совместными усилиями педагогов, родителей и интеллигенции. После критики гимназического устава 1871 МНП учредило в С.-Петербурге Общество классической филологии и педагогики (1874) с отделениями во мн. городах. Педагогические общества дифференцировались по отраслям образования и педагогики: Фребелевские общества дошкольного воспитания в С.-Петербурге (1871) и Киеве (1908), Петербургское (1908) и Нижегородское (1912) общества содействия дошкольному воспитанию, общества по физическому воспитанию и развитию в Одессе (1893), Москве и Томске (1895), Херсоне (1896), Оренбурге (1897) и др. Общество экспериментальной педагогики в С.-Петербурге (1909) координировало деятельность различных лабораторий, кабинетов и кружков; оно провело три Всероссийских съезда по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Впервые вопрос об объединении всех просветительских и педагогических обществ России поставила Лига образования в С.-Петербурге (1906). В 1915 было осн. Всероссийское педагогическое общество, ставшее центром организации Всероссийского учительского союза. В СССР первым крупным педагогическим объединением стало Общество педагогов-марксистов, созданное при Коммунистической академии (1929-35) и имевшее филиалы во мн. областных центрах. Среди учредителей были Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Бубнов, М.Н. Покровский, Н.А. Семашко, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак и др. Общество занималось активной пропагандистской деятельностью, организовывало дискуссии, разрабатывало учебные программы по изучению марксизма в учительских кружках и др. В 30-50-е гг. в стране не создавалось официальных общественных педагогических организаций. В 1960 осн. Педагогическое общество РСФСР, учреждённое Министерством просвещения, АПН и Республиканским комитетом профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. В 1993 общество преобразовано в Педагогическое общество России. Общество изучает и распространяет передовой педагогический опыт, проводит конференции, семинары и др. мероприятия. С конца 80-х гг. создаются общественные педагогические и просветительские ассоциации, фонды и объединения по самым различным проблемам образования и педагогики. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|