НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ

- принцип, укорененный в различных культурных парадигмах, идеал личной и общественной жизни, основанный на убеждении в том, что активное противостояние злу ведет к его усилению. Как правило, основные мотивы этических и социально-политических концепций, связанных с этим принципом, содержатся в религиозных учениях. Наиболее характерный постулат религиозного миропонимания - идея греховности и незавершенности человека и мира посюстороннего бытия - является главным источником такого рода концепций. Свойственное основным религиозно-культурным доктринам (христианство, буддизм, индуизм, ислам) стремление к той или иной форме теодицеи вместе с утверждением трансцендентально-абсолютной природы Бога провоцирует постулат о несовершенстве мира и человеческой природы как источнике мирового зла. Отождествление абсолютного с благом, истиной, красотой одновременно утверждает неподлинность, несубстанциальность и преходящесть этих сущностей. Отсюда происходит утверждение двойственности человеческого существования и сущности, заключающейся в противостоянии духовного и материально-телесного. Одно из следствий дуализма человеческого бытия - утверждение отчужденного характера практически-социальной деятельности, формирование идеала созерцательной жизни, своего рода "внутреннего отшельничества".

Различные культурные парадигмы имеют свои источники принципа Н. з. Так, традиционный даосизм выдвигает идеал радикального недеяния в качестве мудрого пути жизни (хотя он прямо не связан с оппозицией добра и зла, поскольку направляющее и всеприсутствующее дао запредельно всяким человеческим представлениям; именно поэтому любое целенаправленное действие, влекущее за собой изменение порядка вещей, уже есть зло в силу принципиальной негарантированности его последствий). Индуистский и буддистский принцип ахимса ("непричинение зла живому") основан на дхармической картине мироздания и учении о кармическом круговороте жизней. Эталон личной жизни при этом связан либо с радикальным "уходом из мира", либо с достижением внутренней индифферентности по отношению к мировой реальности, которая есть лишь псевдореальность, плод случайного комбинирования дхарм.

Христианская культура дает свои истоки принципа Н. з. Они содержатся как в фундаментальных этических заповедях, так и в общих концепциях человека, общества, истории. Главенство моральноэтических ориентации в социальном действии христианства связано с утверждением личностного эталона "жизни в Боге" и социального идеала "церковной общности", основанной не на выгоде или материальной необходимости объединения, но на духовно-коммуникативной и конфессиональной общности. Фактически, традиционный христианский идеал Н. з. занимает промежуточное место (как мировоззренческая ориентация на определенный тип социального действия) между радикальным монашеским аскетизмом и протестантским "мирским" активизмом. Существуют различные интерпретации Н. з.: так, мистико-историософская доктрина Иоахима Флорского, основанная на утверждении предопределенности и благодатности исхода мировой истории, вводит мотив бессмысленности всякого социального действия человека, в том числе и направленного на противостояние злу.

В философской культуре также существуют различные обоснования и интерпретации Н. з. Так, А. Шопенгауэр выдвигает двойственный принцип "умаления воли к жизни" в качестве противостояния хаотическим и бессмысленным манифестациям "мировой воли" и, в то же время, идеал сострадания, основанный на общем осознании трагичности человеческой судьбы. Хотя проблема добра и зла в данной системе лишена той остроты, которую она имеет в традиционных христианских доктринах.

Наиболее влиятельные учения о Н. з. принадлежат Л. Н. Толстому, Ганди и М. Л. Кингу. Своеобразие толстовского учения - в сочетании христианского и, отчасти, буддистско-индуистского негативизма в отношении социальной организации человеческой деятельности с традиционным этическим изоляционизмом личности, сосредоточенной на индивидуальном самосовершенствовании и ненасильственной проповеди собственного образа жизни. Для этого варианта Н. з. характерен радикализм в оценке практически всех социальных установлений и институтов как инструментов насилия над человеческой свободой и над естественноприродным порядком. Для Толстого также существен мотив греховности материального, телесного бытия человека, затмевающей его духовную сущность. Толстой утверждает не только отчужденность социального от индивидуального, но и противостояние социальной системы естественному, народному, бессознательно воспроизводящемуся строю повседневной жизнедеятельности.

Доктрина Н. з. Ганди значительно более ориентирована на социально-политическое действие: принимая общие установки модернизированного индуизма, он утверждает возможность организации ненасильственного сопротивления власти в масштабах национально-конфессиональной общности (что и было воплощено во всеиндийской кампании гражданского неповиновения 1947 - 1948 гг.). Социально-политическое и этическое учение М. Л. Кинга дает образец сочетания конфессионально-этических и расово-этнических аспектов противостояния злу в форме расовой дискриминации. Концепции Ганди и Кинга выдвигают проект нового типа социально-организованного действия, заключающегося не в групповом противостоянии, но в установлении особого типа единства, осознаваемого и осуществляемого на уровне коллективного сознания, становящегося основой личного сознания и системы ориентации. В этом плане данные концепции Н. з. совпадают в общих чертах с христианским идеалом соборности.

Е. В. Тутов

Просмотров: 864
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Индивидуальный стиль жизни (деятельности)
  • Критерии Природы и Жизни
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
  • Основные события в жизни человека
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Принцип счастья жизни
  • Продолжительность жизни человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
  • Смысл жизни человека
  • Социально ценный образ жизни
  • Социально-педагогическая культура человека
  • Социально-педагогическая культура человека
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • УХОД ЖИЗНИ ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ
  • Цель жизни Человека
  • Ценность человеческой жизни
  • ЭСТЕТИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь