ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910)

— рус. писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Т. отразил гл. обр. эпоху пореформенного развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие “всей первой русской революции, ее силу и ее слабость” именно как “крестьянской буржуазной революции” (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда “кричащие” противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с др.— проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Т. (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, др. вост. религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Т.— понятие веры, к-рую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний Т. видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его т. зр., состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал “истинного”, освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Т., государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Т., свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному. “всемирному невидимому началу”). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике (“Что такое искусство?”, 1897— 98, и др.) он выступил против декадентства и официальной, “господской”, культуры. Т. понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Т. видел в реализации “царства божьего” на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна т. зр. буржуазных историков философии, согласно к-рой заслуга Т. состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Т. велик как художник-реалист (“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Т. дали Ленин и др. марксисты. Осн. философско-религиозные соч. Т.: “Исследование догматического богословия” (1880), “Исповедь” (1880— 84), “В чем моя вера?” (1882—84), “Царство божие внутри нас” (1891). “Путь жизни” (1910).

Просмотров: 927
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Взгляды экзистенциалистов: Человек в эпоху социального кризиса
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Жизнь после жизни
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя
  • Организационное управление учебным заведением на основе систем баз данных и средств телекоммуникаций
  • Ориентация против людей
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • Социально ценный образ жизни
  • Социально-философские идеи Никколо Макиавелли
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910)
  • ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф (1828-1910)
  • Трудовая деятельность пожилых людей и инвалидов
  • Человек культуры
  • Что такое русская идея?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь