ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф (1828-1910)

— писатель, мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859-62), названный Т. временем "трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека ("закон движения вперёд образования"), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Т. отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию. Второй период педагогической деятельности Т. (1870-76) связан с созданием "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1- 4, 1872) и "Новой Азбуки" (1875), направленных на развитие "нравственных чувств, воображения, поэтического чутья" учащихся. При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" и "Русские книги для чтения" (1875). Третий период педагогических исканий Т. (конец 1880-х гг. - 1910) связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Т. считал гл. делом своей жизни. Оно изложено в работах философского, психологического и публицистического характера ("Исповедь", "О жизни", "Что же нам делать" и др.), в педагогических сочинениях ("О воспитании", "О науке"), в изданиях для широких слоёв населения ("Путь жизни", "Мысли мудрых людей"), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им издательство "Посредник", где издал пособия "Круг чтения", "Мысли мудрых людей на каждый день", начал работать над книгой для родителей и воспитателей "Детский круг чтения". Т. в своих педагогических сочинениях предстаёт, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других. Стержнем всего педагогического творчества Т. стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Т. понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Т. привлёк внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Т. стремился выявить "закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперёд образования". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы. Т. обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребёнка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Т. центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в статье "Беседы с детьми по нравственным вопросам" (1908). .21,6(2)315.8-Толстой Л.

Просмотров: 1253
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • "F84" Общие расстройства психологического (психического) развития
  • F8 Расстройства психологического (психического) развития
  • F80 — F89 Расстройства психологического (психического) развития
  • F83 Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • История развития учения о патологии личности
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Латентный период развития
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции, интоксикации) в период внутриутробного развития
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Ресурсы развития человека
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • Стадии развития человека
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Формально-операциональный период развития интеллекта
  • Цель жизни Человека
  • ЧТЕНИЯ, РАССТРОЙСТВО, РАЗВИТИЯ
  • Чтения расстройство развития
  • Этапы развития сознания
  • Этапы развития социологической мысли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь