АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.)

— древнегреч. философ н энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Маркс называл его “величайшим мыслителем древности”. Р. в Стагире; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм (“:идей”), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь “между идеализмом и материализмом” (Ленин В. И. Т. 29. С. 258). Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии А. различал: 1) теоретическую часть — учение о бытии, его частях, причинах и началах, 2) практическую — о человеческой деятельности и 3) поэтическую — о творчестве. Предмет науки — общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего — индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. А. признавал четыре причины: 1) материю, или пассивную возможность становления, 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность, 3) начало движения и 4) цель. Вся природа рассматривается у А. в виде последовательных переходов от “материи” к “форме” и обратно. Однако в материн А. видел только пассивное начало, всю же активность приписывал форме, к к-рой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения у А. является бог — “неподвижный перводвигатель” . Тем не менее, объективно-идеалистическое учение А. о “форме” во мн. отношениях “объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаше = материализму” (Ленин В. И. Т. 29. С. 255); “Аристотель вплотную подходит к материализму” (там же. С. 259). Формальная логика А. тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т. к. в логических формах А. видел вместе с тем формы бытия. В учении о познании А. отличал знание достоверное (Аподейктша) от вероятного, относящегося к области “мнения” (диалектика). Однако через язык оба эти вида знания связаны у А. между собой. Опыт, по А., не есть последняя инстанция в проверке “мнения”, и высшие посылки науки непосредственно усматриваются в качестве истинных не чувствами, а умом. Однако умозрительно постигаемые, высшие аксиомы знания не даны нашему уму от рождения и предполагают деятельность: собирание фактов, направление мысли на факты и т. д. Последняя цель науки, по А.,— определение предмета, а его условие — соединение дедукции с индукцией. Т. к., по А., нет такого понятия, к-рое могло бы быть предикатом всех других понятий, и, следовательно, различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, то А. указал категории, т. е. высшие роды, к к-рым сводятся остальные роды истинно сущего. В космологии А. отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, сохранившую власть над умами вплоть до появления гелиоцентрической системы Коперника. В этике А. высшей добродетельной деятельностью признал созерцательную деятельность разума. В этом сказалось характерное для рабовладельческой Греции презрение к физическому труду рабов в отличие от умственного досуга — привилегии свободных. Моральный образец А.— бог, или совершеннейший философ, “мыслящее себя мышление”. В учении об об-ве А. доказывал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе. Наивысшими формами государственной власти А. считал формы, при к-рых исключена возможность своекорыстного использования власти и при к-рых власть служит всему об-ву. Колебания А. в философии определили двойственность его последующего влияния: материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей в философии феодального об-ва, идеалистические элементы были раздуты средневековыми церковниками, сделавшими из учения А. “мертвую схоластику”, выбросившими “все поиски, колебания, приемы постановки вопросов” (Ленин В. И. Т. 29. С. 326). Ленин, изучавший “Метафизику” А. (осн. труд), высоко ценил в его учении “живые зачатки и запросы диалектики”, наивную веру “в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания” (Там же).

Просмотров: 1115
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • Западничество: его история и суть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь