Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
Императив(от imperativus - повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма -- установление, рецепт поведения. И. - одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима-принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества. В архаических обществах И. основывался на устрашении, неминуемом возмездии, осуществлять которое, по бытовавшим представлениям, правомочны только боги (Закон Кармы). Таковы многочисленные и многообразные табу, выполнявшие охранную роль, уберегавшие родовую жизнь от деструктивного распада; таковы описанные образно Гомером предустановленные Одиссею богами правила поведения, которые он осмелился нарушить и понес за это жестокое наказание. С историческим процессом наступления социального прогресса, по мере того, как в обществе основную регулятивную роль стало выполнять сознание, а не страх, формулы императивов смещались в сторону насыщения их нравственным содержанием, легко верифицируемым на рациональных основаниях. Таков кантовский категорический императив, существующий в двух формулировках: 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (И. Кант. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270). В современной этике выработана форма И., адекватная тотальному стремлению человечества самосохраниться на основе взаимоуважения к национальным, этническим и другим традициям и верованиям, ко всей живой природе в целом: "Свято уважай любые проявления иной жизни". Это одна из форм экологического И. В ходе обучения в отношениях наставника, мастера, с одной стороны, и ученика - с другой, на первых этапах действует И.: "Делай как я". В современной науке и культуре и архетип полноты, и архетип целостности (в массовом сознании, начиная с 30-х годов XX в., первый постепенно стал вытесняться вторым и процесс этот продолжается поныне) можно рассматривать как И. (требования), нормативно предъявляемые к познанию и практике.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » П.Кикель.Краткий философский словарь. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|