НАГАРДЖУНА

(2 в. н.э.) - индийский мыслитель, основоположник буддийской философской школы мадхьями-ка, "учения о срединности", представитель школы махаяны. В буддизме Н. является Архатом, 14-м Патриархом и считается Бодхисаттвой. Ему воздаются почести как "Второму Будде". Проповедовал в Наланде (Западная Индия). Путешествовал в Китай, много сделал для обращения в буддизм народов этой страны. Н. приписывается около 200 трудов. Основной из них: трактат "Карики срединного учения" ("Mylamadhyma Ka-Karikas") известное как "Сутры Н." или "Н.-шастра". Основу философии Н. составляет учение о "пустотности" (шуньяте), т.е. о нереальности, иллюзорности окружающего мира. Н. выступает с критикой учений вайбхашики, ньяи, санкхьи и др., используя метод сведения к абсурду философских положений противника. Он показывает односторонность и противоречивость главных категорий философских систем его времени: объекта и субъекта, бытия и небытия, движения и времени и др. Называя свое учение "средним путем", Н. отрицает как тезис, так и антитезис, как единую Субстанцию, так и отдельные драхмы. Указывая на иллюзорность реального мира, Н. развил учение об интуитивном сверхразумном знании, и явился основоположником т.н. буддистского интуитивизма. Н. знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах. Диалектика Н. близка диалектике элеатов и скептиков. Если у элеатов Единое постигается разумом, то Н. отвергает роль разума в познании, т.к. разум, по его мнению, приводит к неразрешимым противоречиям. В настоящее время  существует целая отрасль буддологии - Нагарджуноведение.

В.В. Лобач

Просмотров: 400
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Д.Юм: учение о познании. Позиция в споре эмпиризма и рационализма
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • КООПЕРАТИВНОЕ УЧЕНИЕ
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основы учения Декарта в контексте философских дискуссий XVII в.
  • ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ
  • ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • Три главных мотива трудовой школы
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Эволюционное учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь