Учение

деятельность индивида по усвоению учебной информации (объекта изучения, содержания учебной дисциплины). «Деятельность субъекта всегда отвечает какой-то его потребности, направлена на предмет, способный удовлетворить эту потребность. Этот предмет побуждает и направляет деятельность субъекта. В силу такого понимания деятельности учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, выступают в этом случае как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность... Если такой потребности... нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В последнем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. В этом случае учение является действием, реализующим другую деятельность; знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, т.к. процесс учения побуждают не они, а то, ради чего субъект учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности. Независимо от того, на удовлетворение какой потребности направлено учение - специфической для него или нет, оно всегда реализуется действием или цепью действий». Как видно из приведенной цитаты, в психологии учение рассматривается как деятельность лишь тогда, когда учение удовлетворяет познавательную потребность индивида, т.е. осознанную субъектом потребность узнать об избранном объекте нечто новое. В противном случае учение рассматривают как действие в какой-либо другой деятельности. Применительно к учению в высшей военной школе нельзя рассуждать столь однозначно, поскольку, если учение удовлетворяет любую осознанную потребность субъекта, оно представляет собой деятельность. Например, жизненно важная потребность получить хорошо оплачиваемую специальность может быть связана с изучением таких объектов, познавать которые сами по себе субъект учения не стал бы никогда. Скорее всего, учение нужно рассматривать в качестве деятельности как идеал построения обучения, в котором субъект учения не только выполнял бы предписанные действия, но и имел бы возможность осознать ту собственную (или будущую профессиональную) потребность, которая удовлетворяется при изучении рекомендованного преподавателем (программой учебной дисциплины) объекта, т.е. осознанно принять изучаемый объект в качестве мотива учения, спланировать эту деятельность с учетом своих возможностей (или выбрать один из рекомендуемых планов) и самостоятельно реализовать включенные в этот план (или преобразованные с учетом имеющихся средств и собственных возможностей) действия. Отступая от этого идеала (например, из-за ограниченности ресурса времени) преподаватель может осознанно оценить те потери, которые произойдут в активности субъекта учения, и предусмотреть меры для компенсации этих вынужденных потерь. Возможности сознательного выбора, планирования своей деятельности по усвоению учебного материала хотя бы во времени, с учетом необходимости удовлетворения других своих потребностей делает субъекта учения более активным.

Просмотров: 1304
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • АБСОЛЮТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО
  • КООПЕРАТИВНОЕ УЧЕНИЕ
  • ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
  • УЧЕНИЕ О СЛОЯХ
  • УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение эволюционное
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
  • Эволюционное учение
  • Эзотерическое учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь