Социология заводская

область социологической деятельности, осуществляемая социологическими подразделениями предприятий, объединений, организаций, отраслей. Первые заводские социологические подразделения в СССР появились в середине 60-х годов на предприятиях Ленинграда (ЛОМО, «Светлана»), Москвы («Красный пролетарий»), Львова («Электрон»), Перми (Телефонный завод) и др. К середине 80-х годов на предприятиях страны в составе этих служб работало около 3 тыс. чел. По приблизительной оценке такие службы имеются у нас лишь на 1-1,5 % предприятий и на 8-10 % предприятий с численностью более 1000 работающих. Преобладают службы с 1-3 сотрудниками (около 60%), около 20% составляют службы с 8 и более сотрудниками. Достаточно хорошо работают службы предприятий, где в среднем выдерживается соотношение 1 социолог на 1000 работающих. По основному направлению деятельности можно выделить два типа служб. Первый, наиболее многочисленный, составляют занимающиеся различными аспектами кадровой работы. В них преимущественно работают профессиональные психологи и соответственно преобладают психологические методы. Второй тип социологических служб чаще ориентируется на проблемы социального развития коллектива. Основными функциями С. з. являются: 1) организационнометодическая подготовка к разработке планов социального развития, информационное обеспечение, организация разработки, контроль и анализ их выполнения; 2) решение социальных проблем коллективов предприятий исследование, разработка и внедрение решений; 3) анализ влияния социального фактора на производственную, техническую и экономическую деятельность предприятия «социологическое рецензирование» различных планов и проектов, согласование нормативных и директивных документов предприятия, участие в работе комиссий, творческих групп; 4) социологическое просвещение. Об особенностях методики работы заводских социологов см. Прикладное социологическое исследование. В тематике исследований заводских социологов преобладают вопросы труда и производства, работы с кадрами, в том числе: коллективные формы организации труда, трудовая дисциплина, использование рабочего времени, адаптация, движение и текучесть кадров, социально-психологический климат в коллективах, взаимоотношения руководителей и подчиненных. В последнее время увеличивается доля исследований и разработок по вопросам производственной демократии, повышения социальной активности работников. Значительно менее исследованы социальная аттестация рабочих мест и производственных технологий, разработка социальных нормативов, вопросы социальных нововведений на производстве. Хорошо известны у нас в стране работы социологов тираспольского ШПО им. 40-летия ВЛКСМ, Днепровского машиностроительного завода им. В. И. Ленина, ленинградского ПО «Кировский завод», свердловского ПО «Уралэлектротяжмащ», рижского ПО «Коммутатор», автомобильных объединений АЗЛК, КамАЗ, ВАЗ и др. Созданы, апробированы и реализуются различные социальные технологии, в том числе: адаптации и профилактики текучести кадров («СТК», Пермь), анализа общественного мнения («Внимание», Днепропетровск), подготовки резерва руководителей («Комсомол управляет предприятием», Тирасполь), оплаты труда ИТР («Пульсар», Львов), проведения аттестации руководителей и ИТР с использованием оценок «снизу сбоку сверху», профориентации школьников, гибкого графика работы. В последние годы ведутся разработки социальных технологии и процедур, связанных с проблематикой выборности руководителей и работой советов трудовых коллективов.

Просмотров: 1308
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • АНАЛИЗ РАБОТЫ
  • Анализ работы персонала
  • АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТЫ
  • Ассоциация работников социальных служб
  • ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Время работы
  • Исследование социологическое прикладное
  • История развития социальной работы
  • КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  • КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  
  • Методы социальной работы
  • Методы социальной работы
  • Навыки социальной работы
  • НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • НЕОПЛАЧИВАЕМЫЕ РАБОТНИКИ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  • НЕОПЛАЧИВАЕМЫЕ РАБОТНИКИ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  • Обучение руководителей групп
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИ­ДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • Педагогика социальной работы
  • ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
  • Предмет социальной работы
  • Работы и идеи Фуко второй половины 70 - 80-х годов
  • РАБОТЫ, АНАЛИЗ
  • СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь