Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Эгоцентризм подростковыйКачественным развитием концепции эгоцентризма следует считать понятие Э. п. (adolescent egocentrism), введенное в психол. науку Д. Элкиндом, существенно дополненное Т. И. Пашуковой. Необходимость выделения отдельной категории «Э. п.» связывается прежде всего со спецификой эгоцентризма именно в этом возрастном периоде. Э. п. представляется как: 1) свойство личности, обусловленное влиянием социальных факторов - ближайшее окружение, особенности стиля воспитания и межличностного взаимодействия, социальный статус в референтной группе (Т. И. Пашукова); 2) личностно-аффективный компонент эгоцентризма, связанный с особенностями развития у подростка формальнооперационального мышления (Д. Элкинд); 3) личностная детерминанта мыслительной деятельности, обусловленная спецификой подросткового возраста и комплексом личностных качеств подростка (Е. В. Гейко ). Именно в подростковом возрасте эгоцентризм достигает своего наивысшего уровня развития и качественных проявлений. Сосредоточенность на себе, отсутствие различий между социальной реальностью и представлениями о ней, вера в уникальность своего существования, конфликтность восприятия собственного образа Я - осн. формы, присущие Э. п. К старшему подростковому возрасту эгоцентризм выступает одной из ключевых детерминант личностного развития, к-рая оказывает влияние на личность подростка. Как стабильная черта, эгоцентричность становится основой эгоцентрической направленности личности. Психофизиол. особенности развития способствуют центрации подростка на собственном образе Я. В психоаналитической традиции Э. п. представлен в рамках процессов становления идентичности: подросток оказывается в плену иллюзии - озабоченность собственной внешностью и, как следствие, ошибочное ощущение пристального внимания к своей внешности со стороны других. Данный эффект отмечен как imaginary audience (воображаемая аудитория), что соответствует оценивающему и критическому взгляду публики на актера, вышедшего на сцену on stage. Одновр. с эффектом «воображаемой аудитории» (неспособность отличить предмет своего мышления от предмета мыслей др. людей) сосуществует эффект personal fable (личный миф), суть к-рого заключается в оценке собственных чувств. У подростка возникает ощущение уникальности собственных переживаний и чувств. Отмеченные эффекты являются существенной особенностью, характеризующей Э. п. Однако эксперим. исследования позволили отметить гендерные и культурные особенности в проявлениях эгоцентризма, что говорит о его социальной природе, как продукта социализации. Э. п. также рассматривается, как личностная детерминанта, к-рая проявляется в мыслительной деятельности подростков. В эксперим. данных отмечается положительная, статистически значимая корреляция между эгоцентризмом и показателями мыслительного процесса, личностными факторами и самоотношением. Эффективная коррекция эгоцентризма в подростковом возрасте достигается в результате формирования умений рефлексии, децентрации, гибкости мышления. Т. о., совр. представления о развитии Э. п. столкнулись с необходимостью определения феноменологии эгоцентризма или как когнитивного конструкта, связанного с интеллектуальной сферой, или как продукта социализации, проявляющегося прежде всего в личностной сфере. Лит.: Гейко Е. В. Психологические особенности проявления эгоцентризма личности в мыслительной деятельности подростков. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 2002.; Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. Учеб. пособие для студентов, школьных психологов и учителей. М., 1998; Bell J. H., Bromnick R. D. The social reality of imaginary audience: a grounded theory approach // Adolescence, 2003. V. 6 (22). Е. В. Гейко Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|