Методика исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии. Т. И. Пашукова

Предназначена для выявления формы эгоцентрической направленности личности и степени ее проявления в межличностном и деловом О. и взаимодействии с др. людьми. В ее основе находится стандартизированное не включенное наблюдение. Процедура исследования предполагает регистрацию количества поведенческих или речевых реакций, относящихся к экстравертированным или интровертированным формам эгоцентризма, и всех неэгоцентрических актов О. и взаимодействия человека, выбранного в кач. объекта наблюдения. В методике представлен перечень регистрируемых единиц или эмпирических референтов эгоцентризма. Примерами их являются: высказывание своей т. зр. как единственно возможной или правильной; использование командного тона, авторитарность обращения. В ходе исследования наблюдатель отмечает не только реплики того, кого он наблюдает, но и невербальные реакции: особенности мимики, позу, жесты, тон голоса, следит за его эмоциями и особенностями обмена информацией и характером взаимодействия с др. участниками. Методика содержит описание 8 характеристик каждой из форм эгоцентризма и образец заполнения протокола наблюдения. С помощью формул подсчитывают суммарные индексы как обеих форм эгоцентризма, так и каждой из его характеристик. Анализ результатов предполагает общую характеристику эгоцентричности индивида и оценку выраженности каждой из его форм с помощью стандартизированной шкалы, разработанной для лиц юношеского возраста и взрослых. В описании методики показано, что человек с сильно выраженной эгоцентрической направленностью экстравертированного типа склонен демонстрировать себя и свои успехи. В конфликтах он, скорее всего, будет создавать ситуацию конфронтации, а участвуя в принятии группой решений, старается навязать свое мнение всем остальным. Во время О. более вероятно, что он проявит активность, но при этом обнаружится его невнимательность к настроению или мнению, планам, желанию или точке зрения партнера. Люди с сильно выраженной эгоцентрической направленностью интровертированного типа стремятся скрывать свое мнение или оценку событий или отношений к др. людям. Они помалкивают, будучи уверенными в своей правоте. Поскольку они не стремятся высказать свое мнение, то тем самым теряют возможность найти действительные аргументы и доказательства «за» или «против» него, потребность в к-рых может проявиться именно в процессе обсуждения мнений, оценок, взглядов с др. людьми. Такие люди легко становятся в позу обиженных. Обе формы эгоцентрической направленности личности препятствуют эффективному О. и взаимодействию, т. к. тормозят процесс установления взаимопонимания. При этом экстравертированные эгоцентрики плохо понимают других, т. к. невнимательны к ним, а интровертированные - из-за того, что не представляют возможности партнерам понять себя, свое мнение, ибо они помалкивают в силу своего характера, либо из-за привычки намеренно скрывать свои взгляды. Лит.: Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., 1998. Т. И. Пашукова

Просмотров: 3142
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Высказывать свое мнение
  • Говорить с чужого голоса (говорить не свое, говорить не свои слова)
  • Диагностика направленности личности
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Дорки-Амен методика исследования реакции тревоги
  • ДОРКИ-АМЕН МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАКЦИЙ ТРЕВОГИ
  • Использование терапевтом своей личности
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Конвенция о Ликвидации всех форм Дискриминации Женщин
  • метод исследования абсолютного порога зрительного ощущения с помощью кольца ландольта
  • метод исследования в группе с помощью аутокинетического эффекта
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • Методика взаимооценивания эгоцентрических качеств личности. Т. И. Пашукова
  • Методика исследования
  • методика исследования
  • Методика исследования
  • Методика исследования эготизма. Т. И. Пашукова
  • Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке
  • Мнение
  • МНЕНИЕ
  • Мнение
  • Мнение
  • МНЕНИЕ
  • МНЕНИЕ
  • МНЕНИЕ
  • мнение
  • ПАШУКОВА Татьяна Ивановна
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Стефенсона методика исследования личности Q-SORT
  • СТЕФЕНСОНА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Q-SORT



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь