Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте

(adolescent identity formation) Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в "Принципах психологии" (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго-идентичность послужили стимулом большинства совр. исслед. Ф. и. Согласно его довольно общей формулировке, подростки сознательно пытаются синтезировать предыдущий опыт и связывают себя личными обязательствами для того, чтобы найти решение коренных вопросов о смысле собственной жизни. Эриксон не дал явного определения идентичности, опасаясь, что операциональная специфичность может помешать выражению полного значения этого понятия. Ряд исследователей использовали в качестве рабочих средств измерения эриксонианской идентичности опросники типа самоотчетов и сортировку прилагательных для самоописания. Однако такие инструменты, как правило, не позволяют получить информ. о процессе, благодаря к-рому люди развили к моменту проведения исслед. свою идентичность. Поэтому большинство совр. исслед. опирается на парадигму статуса идентичности, разработанную Джеймсом Марсия в 1964 г. Марсия полагал, что в развитой Эриксоном теории идентичности центральное место занимают два измерения: наличие или отсутствие взятых на себя твердых обязательств и наличие или отсутствие личного кризиса. Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе к-рых фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах, профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности: "самоопределившиеся" (Achievers) и "предопределенные" (Foreclosures). Эти статусы различаются процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. "Самоопределившиеся" сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В отличие от них "предопределенные" более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. "Неопределенным" (Diffusions) недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса, связанного с принятием решений. "Взявшие отсрочку" (Moratoriums) активно занимаются вопросами профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор. Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты "самоопределившихся" оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что "самоопределившиеся" имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. "Взявшие отсрочку", по-видимому, ближе всего к "самоопределившимся". Однако относительно высокая изменчивость их функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. "Предопределенные" юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности, являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя "неопределенные" юноши в большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с "самоопределившимися", они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности, нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений "неопределенные" юноши не отличаются статистически значимо от "предопределенных". Марсия отмечает, что "самоопределившиеся" и "предопределенные" девушки наиболее устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма "предопределенные" девушки оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и "предопределенные" юноши. Галлатин высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого, заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности. См. также Отрочество-юность, Центральные черты М. Д. Берзонски

Просмотров: 2290
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Выше идентичности
  • Диффузия идентичности
  • Диффузия идентичности
  • Достижение идентичности
  • Идентичности достижение
  • Идентичности кризис
  • Идентичности кризис
  • Идентичности развитие
  • Идентичности теория
  • Идентичности формирование
  • Идентичности формирование
  • ИДЕНТИЧНОСТИ, КРИЗИС
  • ИДЕНТИЧНОСТИ, ТЕОРИЯ
  • ИДЕНТИЧНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ
  • Идентичность против спутанной идентичности
  • Кризис идентичности
  • Кризис идентичности
  • Кризис идентичности
  • Кризис идентичности в пожилом возрасте
  • Нарушение гендерной идентичности
  • Потребность в идентичности
  • Потребность в идентичности
  • Потребность в идентичности
  • Расстройство идентичности Я
  • Сознание идентичности «Я»
  • Стремление к социальной идентичности
  • Теория социальной идентичности
  • ТЕРАПИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
  • Тренинг гендерной идентичности (тренинг полоролевой идентичности)
  • Формирование идентичности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь