Опросник для изучения копинг-поведения

Э. Хайм (E. Heim). Адаптация Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Предназначен для изучения 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, отражающих действие когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-механизмов. Опросник состоит из 3 разделов. Раздел «А» посвящен анализу когнитивного отражения сложной ситуации и включает 10 когнитивных копинг-стратегий: игнорирование, смирение, диссимуляцию, сохранение самообладания и др. Раздел «В» состоит из 8 позиций, описывающих особенности совладания, ориентированных на эмоциональное отреагирование стрессовой ситуации: протест, эмоциональная разрядка, подавление эмоций, оптимизм и др. Раздел «С» содержит 8 позиций, описывающих поведенческие паттерны в трудной ситуации: отвлечение, альтруизм, активное избегание, компенсация, обращение и др. Виды копинг-поведения были распределены Э. Хаймом по степени их адаптивных возможностей на 3 осн. группы: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. К адаптивным возможностям относятся: из когнитивного копинга - проблемный анализ, установка собственной ценности, сохранение самообладания; из эмоциональных позиций - протест, оптимизм; из поведенческих паттернов - сотрудничество, обращение, альтруизм. В блок неадаптивных возможностей вошли следующие: из когнитивных - смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование; из эмоциональных позиций - подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность; из поведенческих паттернов - активное избегание, отступление. В блок относительно адаптивных вариантов совладания вошли те виды копинга, конструктивность к-рых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, т. е.: относительность, придача смысла, религиозность; из эмоциональных позиций - эмоциональная разрядка, пассивная кооперация; из поведенческих паттернов - компенсация, отвлечение, конструктивная активность. Респонденты должны выбрать в каждом разделе только один вариант ответа, при помощи к-рого в последнее время чаще всего они разрешают свои проблемы. Полученные ответы анализируются качественно по схеме, предложенной Э. Хаймом: определение конкретного типа копинга, характерного для респондента; анализ задействованного механизма копинга; оценка степени адаптивности предпочитаемых стратегий; общая характеристика совладающего поведения респондента. Использование опросника позволяет корректировать неадаптивные формы копингстратегий у лиц, находящихся в стрессовых ситуациях; составлять психогигиенические и психопрофилактические программы, нацеленные на формирование адаптивных форм копинг-поведения у здоровых лиц, подвергающихся стрессу, и больных пограничными нервно-психич. расстройствами. Авторы русскоязычной версии методики отмечают неадекватность ее применения у пациентов, страдающих психозами, которые не могут достаточно осознанно и объективно оценивать реальность. Лит.: Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. М.-СПб., 2005; Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping, Psychother., Psychosom., med. Psychol. 1988. № 1. М. М. Абдуллаева

Просмотров: 4847
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • "F92" Смешанные расстройства поведения и эмоций
  • Анализ конкретной ситуации
  • АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ
  • виды поведения
  • Виды эмоциональных процессов и состояний
  • ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕАДЕКВАТНОСТЬ
  • ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
  • Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях
  • Классификация психических и поведенческих расстройств
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
  • Копинг
  • Копинг
  • Копинг-механизмы
  • Копинг-стратегии
  • Копинг-стратегии
  • Копинг-стратегии: классификация
  • Нарушения в сфере эмоциональных реакций
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Неадекватность эмоциональных реакций
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ
  • Опросник «Способы совладающего поведения»
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ
  • ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Расстройства поведения и эмоций смешанные
  • СИТУАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • СОГЛАСОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь