|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Копинг-стратегии(от англ. to cope with - справляться с чем-либо, совладать) - осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями (в т. ч. и в сфере коммуникации, О.), состояниями и порождающими их условиями. Термин «копинг» (англ. coping) впервые появился в психол. литературе в 1962 при изучении преодоления детьми кризисов развития. Спустя 4 года, в 1966 г., Р. Лазарус (R. Lazarus) в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания» («Psychological Stress and Coping Process») обратился к понятию «копинг» для описания осознанно используемых человеком приемов для совладания со стрессом и с порождающими тревогу событиями. Он определял копинг как «непрерывно меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внеш. или внутр. требованиями, к-рые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» (Lazarus & Folkman, 1984). Авторы подчеркивают, что копинг следует рассматривать как процесс, предполагающий динамику или постоянные изменения приемов совладания, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Стресс понимался как дискомфорт, испытываемый при отсутствии равновесия между воспринимаемыми индивидом требованиями среды и ресурсами, доступными для соответствия этим требованиям. Стрессовой ситуация становится именно в результате оценивания индивидом. Согласно представлениям Р. Лазаруса и C. Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора (источника стресса), сопоставляя требования среды с собственной оценкой имеющихся у них ресурсов для совладания с этими требованиями. Сo временем понятие «копинг» стало включать в себя приемы совладания не только с чрезмерными или превышающими ресурсы человека требованиями, но и с повседневными стрессовыми ситуациями. Содержание понятия «копинг» при этом осталось тем же - это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться с требованиями в ситуациях взаимодействия человека и среды (Frydenberg & Lewis, 2000). Подчеркивается, что индивид может реагировать в стрессовой ситуации как произвольно, так и непроизвольно. Непроизвольные реакции - это те, к-рые обусловлены индивидуальными различиями в темпераменте, а также те, к-рые приобретены в результате научения через повторение и более уже не требуют сознательного контроля. В совладании со стрессом люди обычно используют один из 3 осн. видов К.-с.: 1) направленность на оценку, 2) направленность на проблему и 3) направленность на эмоции. Направленность на оценку возникает в ситуации, когда человек, напр., изменяет свое мнение по какому-либо вопросу либо отстраняется от проблемы. Люди могут менять свое мнение через изменение целей и ценностей, как это происходит, напр., в ситуации с юмором. Направленность на проблему используется человеком для выяснения причин этой проблемы. Для этого проводится поиск информации и усвоение новых навыков. Направленность на эмоции предполагает их сдерживание, отвлечение себя от них, контроль над неприятными чувствами, а также регулярное использование приемов расслабления и др. Люди могут использовать эти 3 вида К.-с. в нек-ром сочетании, и потому механизмы совладания могут изменяться с течением времени. Мужчины чаще предпочитают использовать направленность на проблемы, тогда как женщины чаще предпочитают направленность на эмоции. Механизмы совладания, основанные на направленности на проблемы, могут позволять человеку получать больший контроль над проблемами, а направленность на эмоции может зачастую приводить к снижению контроля. Следовательно, люди иногда полагают, что направленность на проблемы является более эффективным средством совладания. Эмпирическое изучение совладающего поведения проводится с помощью методов исследования К.-с. Существуют разные мнения по вопросу эффективности К.-с. В разных теориях указывается на то, что К.-с. могут быть как эффективными, так и неэффективными (Frydenberg, 2002; Frydenberg, Lewis, 2000). Эффективность К.-с. рассматривается как зависящая от 2 осн. факторов: ответной реакции индивида и контекста, в к-ром реализуется совладание. В отеч. психологии проблематика совладания представлена в работах, посвященных переживанию (см., напр., работы Ф. Е. Василюка), а также трудным жизненным ситуациям, в т. ч. ситуациям О. Лит.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984; Он же. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журн. практ. психол. и психоанализа. 2001. № 4 (дек.); Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5; Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall, 2000. V. 37. № 3; Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984. Ю. П. Зинченко, Р. С. Шилко Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|