Одиночества чувство

- эмоциональное переживание, сопровождающееся осознанием неудовлетворения субъективно значимой потребности в О. со значимыми другими. Человек изначально стремится к О., привязанности, дружбе, любви; однако многим не удается этого достичь; и те, кого постигнет неудача, становятся фрустрированными экстравертами или ставшими интровертами (Москович, 1989). Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное чувство полной погруженности в самого себя; оно целостно и всеохватно. Хроническое, неослабевающее О. ч. - решающий фактор, способствующий распаду личности и всеобщему распространению таких проблем нашего времени, как аномия, отрицание нравственных норм (Садлер, Джонсон, 1989). Измерения одиночества четырехчленны, и их можно обозначить как космическое, культурное, социальное и межличностное измерения. О. ч. появляется у людей в зависимости от ситуации, их характера, прошлого опыта, уровня доходов, возраста (одиночество более распространенное явление в юности, чем в более зрелом возрасте). Соотношение пола и одиночества неясно (Вейс, 1989). При этом необходимо различать периоды простого одиночества от длительных состояний. Первые - норм. реакция, если они не являются непомерно интенсивными или частыми; последние - всегда психопатологические. В настоящее время существуют разл. теорет. подходы к объяснению О. ч. (психодинамические модели, феноменологическая перспектива К. Роджерса, экзистенциальный подход, социол. толкования, интеракционистская т. зр., когнитивный подход, общесистемный подход). По мнению Д. Перлман и Л. Э. Пепло (1989) наиболее разработанными исследованиями одиночества являются психодинамическая теория и когнитивная. Согласно психодинамической модели одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. В контексте этой теорет. модели одиночество - это результат ранних детских влияний на личностное развитие (Burton, 1961; Fromm-Reichmann, 1959; Leidermann, 1980 и др.) Когнитивный подход акцентирует роль познания как фактора, опосредствующего связь между недостатком социальности и О. ч. Одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между 2 факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов (Пепло, Мицели, Мораш, 1989). Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного О. (Derlega, Margulis, 1982). Эмоциональная изоляция - тяжелое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубежденностью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Хорни, 1937). О. ч. усиливается или ослабевает в зависимости от изменений в субъективных стандартах личности, касающихся ее взаимоотношений (Derlega, Margulis, 1982). Эди (Eddy, 1961) считает, что одиночество связано с несоответствием между 3 аспектами самовосприятия: самовосприятием личности (актуальное Я), идеальным Я личности и представлением личности о том, как ее видят другие (отражение Я). Индивиды, испытывающие одиночество, могут изменить свои собственные стандарты восприятия своего положения, модели для сравнения, цели в отношении установления социальных связей, могут совершенствовать свои социальные взаимоотношения. Прежде чем что-то предпринимать, люди пытаются как-то систематизировать причины своего одиночества. Как люди реагируют на одиночество - депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой за преодоление подобного состояния - это зависит от их собственных объяснений одиночества. Причинные объяснения одиночества могут быть классифицированы по 3 первичным измерениям: а) местоположение причинности (внутренняя, личностная, либо внешняя, ситуативная причинность); б) стабильность (постоянная, либо изменяющаяся во времени, причинность); в) контролируемость (способен человек контролировать свое поведение или нет) (Weiner, 1974). Объяснения одиночества, его причин могут иметь важное значение для будущих перспектив личности, ее эмоций и поведения, могут влиять на ее ответные реакции, хотя субъективные объяснения одиночества не всегда бывают верными. Так, одинокие студенты, склонные приписывать неудачи в межличностном О. неизменным недостаткам характера (отсутствию способностей, личностным качествам), чаще проявляют неэффективное поведение в межличностном О.; у них более слабые перспективы на успех, более слабая мотивация и они действительно менее удачливы, нежели студенты, к-рые предпочли искать объяснения в собственных усилиях или стратегии. Первоначальные объяснения одиночества у студентов, длительно испытывающих О. ч., носили более внутр. характер и в большей мере подчеркивали их личностные качества: стеснительность, страх получить отказ в контакте и недостаток знаний о том, как завязывать взаимоотношения (Anderson, 1980). Положение студента в своей учебной группе, комфорт во внутригрупповых взаимоотношениях имеет большое для него значение. Учебная группа выполняет также важные функции (Кули относит их к функциям первичной группы), как оказание моральной поддержки и наделение смыслом. Имеются данные о том, человек сориентирован на особый размер группы, соответствующий его потребности в опр. уровне социального взаимодействия или ласки. Калгаун располагает доказательствами в пользу того, что для человека оптимальный размер группы равен примерно 12 человекам. Такой контактной группой и является для студента его учебная группа. Присутствие рядом студентов, к-рые неспособны дать ощущение близости и теплоты, усугубляет одиночество вместо того, чтобы его облегчить. Одиночество студентов - одна из важных причин высокого процента отсева среди них (Newman, 1971; Lamont, 1979). Одиночество является серьезной проблемой в среде студентов и не только на первом курсе, но и среди старшекурсников. Степень удовлетворенности существующими на данный момент дружескими отношениями оказалась для них более показательной для баллов по шкале одиночества, чем удовлетворенность отношениями с возлюбленными или семьей (Cutrona, Peplau, 1979; Кэролин, Кутрона, 1989). Причем, субъективная удовлетворенность/неудовлетворенность дружескими отношениями теснее связана с О. ч., чем реальное количество друзей и частота контактов с ними. Эмпирически изучалась интенсивность переживания студентом О. ч. в зависимости от соотношения между имеющимися у него статусными притязаниями и достигнутым в процессе О. положением в своей учебной группе, а также в зависимости от включения механизмов интрапсихич. защиты (Творогова, 2002). Лит.: Лабиринты одиночества: Пер. с англ / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1972; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова

Просмотров: 1544
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • одиночество
  • Одиночество
  • Одиночество
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • Одиночество
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • Одиночество
  • Одиночество
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • Одиночество
  • Одиночество
  • Одиночество
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • Одиночество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь