Общение и искусство: общение в искусстве

В социально-психол. понимании искусство может рассматриваться как художественная коммуникация, к-рая чаще имеет однонаправленный характер, и как межличностное О., к-рое является 2-сторонним процессом обмена личностным содержанием. Еще Платон понимал искусство как своеобразную коммуникацию, направленную от Бога к художнику и от художника к др. людям. Мыслители разных времен (И. Кант, Л. Н. Толстой, Г. В. Плеханов и др.) определяли искусство как средство О. людей между собой. Свой вклад в понимание искусства как О., в ходе к-рого происходит эмоциональное заражение, обмен чувствами, возникают феномены катарсиса, суггестии и подражания, сопереживания, идентификации, эмпатии, психол. совместимости и несовместимости внесли такие философы, психологи и социологи. Проблема О. с искусством имеет неск. осн. аспектов: О. художника в процессе сотворчества (в первую очередь, в исполнительских видах искусства - театральном, кинои телевизионном, музыкально-танцевальном, но также и в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре); художественное произведение как сообщение и художественное моделирование О., прежде всего, дружбы-вражды и любви-ненависти в произведениях искусства; специфическое образно-эмоциональное и обычное О. художника с аудиторией, реципиентами (непосредственное и опосредствованное); О. с коллегами, спонсорами, редакторами, критиками, распространителями и популяризаторами, переводчиками и др.; наконец, обыденное бытовое О. как источник впечатлений, замыслов, опыта, служащее постоянным фоном творчества. Во всех видах О.и., как и в любом человеческом О., особенно важным фактором эффективности О. является личностная совместимость/несовместимость общающихся: художника с художником, художника с реципиентами, аудиторией. Э. Геннекен еще в конце XIX в. сформулировал гипотезу, получившую позднее название «закона Геннекена»: «художественное произведение производит эстетическое действие только на тех, душевная организация кого является хотя и низшей, но аналогичной организации художника, к-рая породила произведение и может быть на основании произведения уяснена». На основе этого положения Н. А. Рубакин уже в ХХ в. разрабатывал «психо-социологические формулы книг» и типологию их читателей. В настоящее время более адекватным является понятие именно социально-психол. совместимости личностей художника и его реципиента; при этом необходимо исходить из опр. понимания категории личности, ее иерархически организованной системы компонентов-подструктур. Наиболее важное значение в этой иерархии имеет ценностноориентационный уровень личности, а также ее менталитет, культурный тезаурус, жизненный опыт, эмпатия. Отношения между художниками-сверстниками, представителями одного и того же вида искусства бывают весьма конфликтными вследствие амбициозности и конкуренции. Поэтому руководство художественными коллективами (режиссер, дирижер, балетмейстер и др.) требует коммуникативной компетентности, умения строить отношения с людьми искусства, создавать благоприятный психол. климат сотрудничества. Социально-психол. исследования показывают, что с руководителями-диктаторами и руководителямидемократами соответственно совместимы представители искусства, ориентированные на монологический либо диалогический стиль руководства. Исследования также свидетельствуют, что наиболее оптимальны и успешны художественные группы численностью до 30 человек. Среди художников имеются как интроверты, так и экстраверты, что связано с характером того или иного вида искусства. В коллективных видах художественного творчества чаще встречаются экстраверты, а среди представителей индивидуального творчества (писателей, живописцев, скульпторов, композиторов) скорее можно обнаружить интровертов. Работы отеч. социальных психологов, говорят о том, что для успешного художественного коллектива с духовно-гуманистической направленностью в еще большей степени, чем для любого трудового коллектива, характерны след. осн. качества: развитая духовноценностная сплоченность, благоприятный стрессоустойчивый морально-психол. климат, организационно-психол. потенциал творческой эффективности, к-рый обусловлен диалектикой свободы и ответственности, эмпатией, совместимостью и взаимодополняемостью участников художественного коллектива. Лит.: Геннекен Э. Опыт построения научной критики (Эстопсихология). СПб., 1992; Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995; 2-е изд., испр. и дополн. Самара, 2007; Он же. Социальная психология искусства. Л., 1988; Child I. L. Aesthetics // The Handbook of Social Psychology / Ed. by G. Lindsey, E. Aronson. V. 3. Reading (Mass.). 1969. P. 853-916. В. Е. Семенов

Просмотров: 2647
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Неискусство как искусство
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Общение и искусство: искусство как общение
  • Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как лечебный фактор
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Общение как процесс
  • Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
  • Природа телевидения как искусства
  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста
  • Психиатрические симптомы как факторы, нарушающие общение
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • Ремесло, занятие, искусство, произведение искусства
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Танец как невербальное общение
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь