НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

категория эстетики, выражающая совокупность взаимоотношений худож. творчества и народа. Проблема Н. и. имеет ряд аспектов, гл. из к-рых следующие: народ как субъект и объект  иск-ва; глубина и адекватность отражения интересов народа в иск-ве; социальная и эстетическая доступность иск-ва широким народным массам. Народ является создателем, носителем, хранителем языка и культуры, в поле к-рых только и могут осуществляться худож. процесс, его социальные результаты. Именно народ вырабатывает в своей практике и хранит в исторической памяти социально-эстетические предпосылки иск-ва, благодаря чему условность худож. образов, изобразительно-выразительные средства оказываются всеобще значимыми и понятными для представителей разных эпох и этносов. Народная сущность иск-ва прямо проявляется на мифологическом уровне его развития (Мифология, миф), а также в более поздних его фольклорных формах, повествующих о народе с т. зр. народа и создающихся народом для народа. Не случайно просветители (Вико, Гердер, Гумбольдт и др.), одними из первых начавшие теоретическую разработку категории Н. и., верно подчеркивали связь профессионального искусства с народным мышлением, фольклором, из арсенала к-рого художники-профессионалы черпают свою образную систему. Однако Н. и.— категория конкретно-историческая, ее содержание социально-исторически обусловлено. Порой в истории эстетики смысл Н. и, трактовался весьма примитивно, когда «народное» сводилось к «простонародному». Неоправданность, порочность такого понимания Н. и. показали представители рус. революционно-демократической эстетики, связавшие категорию «Н. и.» с отражением в иск-ве существенных сторон жизни народа, с борьбой за его интересы и придавшие тем самым этой категории социальную определенность. Иными словами, не в предмете изображения заключен осн. критерий Н. и. Чтобы обладать качеством народности, иск-во совсем необязательно должно, по мысли Белинского, делать предметом своего изображения «мужиков и баб, бородатых купцов и мещан», воспевать армяки и сарафаны. Важно иное — чтобы интересы народа определяли жизненную и творческую позицию художника, его эстетические взгляды, чтобы художник, как точно заметил Добролюбов, умел прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ. Поскольку народ предстает и как осн. адресат, потребитель (реципиент) произв. иск-ва, непременным условием Н. и. является его доступность народным массам, предполагающая, однако, не упрощение образной системы худож. произв., а ее соответствие строю народного мышления. Идея Н, и, противостоит сословной замкнутости, элитарности иск-ва (Элитарное искусство). Раздвоение в буржуазном об-ве худож. творчества на элитарное и массовое (Массовая культура) — одно из проявлений искажения народной сущности иск-ва. Буржуазное иск-во для масс становится все более псевдонародным, предлагая по большей части упрощенные, вульгаризированные эрзац-произв. Иной характер должно носить иск-во в социалистическом об-ве. Воплощая в жизнь мысли Ленина о том, что иск-во «должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», что «оно должно быть понято этими массами и любимо ими», «должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их», социалистическое об-во стремится создать необходимые условия для широкого приобщения народа к высоким достижениям культуры и иск-ва, способствует преодолению раздвоения худож. деятельности на элитарную и массовую. Воедино слитая с партийностью искусства, Н. и. становится неотъемлемым принципом социалистического иск-ва. При этом об-во видит призвание художника не в том, чтобы идти за аудиторией, всегда и во всем подстраиваясь к ней, а в том, чтобы быть впереди, поднимая худож. восприятие публика на новый уровень, воспитывая у народа высокие эстетические вкусы.

Просмотров: 1245
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ВРАГ НАРОДА
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ
  • КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • НАРОД
  • Народ
  • Народ
  • Народ
  • Народ
  • ПРОСТОГО НАРОДА, МЕТОДИКА
  • Простого народа методика
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Цветовая культура народа
  • ЧИСЛЕННОСТЬ НАРОДА
  • Численность народа (Численность этноса)
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • ЯЗЫКОВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ НАРОДА
  • Языковые амбиции народа
  • Языковые права народа
  • Языковые устремления народа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь