|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Цветовая культура народаэто отношение народа к окрасу производимых и используемых им вещей. Цвет и есть окрас, тональная насыщенность, колорит каких-либо предметов и всего видимого человеку. К основным цветам принято относить семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще в XVIII веке в России бытовали старинные определения оттенков цвета: брусничный, сахарный, лазоревый, таусиный (павлиний), осиновый, лимонный, рудо-желтый, глинистый, гвоздичный, дымчатый и др. Все эти русские названия богатства оттенков тканей, нитей, красок, цветов способствовали гармоничному слиянию человека с родной природой. Цвет народной одежды всегда соответствовал определенной ситуации, характеру обряда, празднику. По цвету одежды, например, можно было определить возраст носящего: самые скромные по колориту костюмы были у старых людей и детей, а самые красочные – у взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка. В этом проявлялась эротическая сущность и функция цвета народного костюма. Колорит костюма указывал и на место проживания человека: черная вышивка на рубахах и черный цвет девичьих сарафанов «говорил» о проживании в Воронежской губернии, полыхающие красные тона – в Рязанской губернии, черно-красные цвета – на Урале. Цвет в русской культуре признавался средством воздействия на психику и даже судьбу человека. Существовала условная цветосимволика: красный цвет идентифицировался с любовью, желтый – с ревностью, белый – с невинностью, черный – со смертью, синий – с верностью. И сегодня цвет играет огромную роль в жизни человека. Культура цвета возрождается и обогащается результатами психологических исследований. Ученые выделяют «теплые» и «холодные» цвета, светлые и темные, насыщенные и малонасыщенные. Роль цвета в деятельности, общении, учении, богослужении трудно переоценить. Цветовое оформление школьного пространства, например, может повысить или понизить умственную активность, мотивацию учения, эмоциональное благополучие детей. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|