Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Прогресс и регресс(от лат. progressus – движение вперед и regressus – движение назад) – Сама этимология этих терминов толкает на их обыденно-субъективистское истолкование: П. как движение от «от низшего к высшему, простого к сложному, худшего или несоверешенного к лучшему или соверешенному» и Р. – в прямопротивоположном направлении. Если при этом не дается строгого и объективного определения употребляемых понятий, то, естественно, критерии задаются нашими ценностями, и субъективная трактовка оказывается неизбежной. При мировоззренческой трактовке П. и Р. это необходимо., ибо мировоззрение есть выражение жизненной позиции определенного субъекта. Но не достаточно. Требуется ещё онтологическое обоснование мировоззрения, а здесь уже не обойтись без строгих понятий и объективных критериев. Так в философии развивающейся гармонии как основе ноосферного мировоззрения П. понимается как развитие в направлении возрастания развивающейся гармонии. Но это не просто выбор субъекта – он получает обоснование в коррелятивной онтологии. Существовать в соотношении с чем-то можно лишь в качестве чего-то. Применим это исходное положение к пониманию П. и Р. как онтологических категорий. Развитие есть смена качеств, но оно имеет определенную направленность. В бесконечном мире не существует какой-то единой и абсолютно доминирующей направленности. Однако имеют место всеобщие типы направленности, которые именуются добром и злом, космосом (порядком) и хаосом и воспринимаются как нечто положительное и отрицательное. В обыденном представлении, как правило, П. свзывается с первым, а Р. – со вторым. Но в той же обыденной практике говорят о прогрессирующей болезни или преступности. В мировоззренческом плане нам хотелось бы, чтобы П. связывался с добром, но всеобщие атрибуты не ведут себя столь однозначно. Любая направленность, независимо от её положительного или отрицательного значения, в процессе развития предстает как объективная тенденция или субъективная целеустремленность к определенной смене качеств. И потому П. есть изменение, способствующее появлению определенных качеств (реализации тенденции или целенаправленности), а Р. – изменение в обратном направлении. Простое и сложное могут служить и П. и Р.: усложнение бюрократических процедур – П. для благосостояния чиновников и Р. для пользующихся их услугами. Низшее и высшее, худшее и лучшее также могут определяться только относительно тех или иных качеств. Надо понимать, что в бесконечном мире не может быть единой направленности развития. Есть и эволюция (развертывание, усложнение) и инволюция (слияние в простое единство), но нельзя ни то, ни другое (ни любые другие линии развития) объявлять «подлинной» и «абсолютно преобладающей» (подобно тому, как неправомерно трактовать зло лишь как отсутствие добра). Но можно ли среди многообразия качеств, на которые направлено развитие все же не только выделить мировоззренчески предпочтительные , но и обосновать определенное предпочтение (иными словами, не ведет ли всеобщая относительность к полной нивелировке происходящего, к абсолютному релятивизму)? Можно и нужно. См.: Развивающаяся гармония. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всобщих категорий. Томск. 1973. С.382-404; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 250-251. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|