Прогресс и регресс

(от лат. progressus – движение вперед и regressus – движение назад) – Сама этимология этих терминов толкает на их обыденно-субъективистское истолкование: П. как движение от «от низшего к высшему, простого к сложному, худшего или несоверешенного к лучшему или соверешенному» и Р. – в прямопротивоположном направлении. Если при этом не дается строгого и объективного определения употребляемых понятий, то, естественно, критерии задаются нашими ценностями, и субъективная трактовка оказывается неизбежной. При мировоззренческой трактовке П. и Р. это необходимо., ибо мировоззрение есть выражение жизненной позиции определенного субъекта. Но не достаточно. Требуется ещё онтологическое обоснование мировоззрения, а здесь уже не обойтись без строгих понятий и объективных критериев. Так в философии развивающейся гармонии как основе ноосферного мировоззрения П. понимается как развитие в направлении возрастания развивающейся гармонии. Но это не просто выбор субъекта – он получает обоснование в коррелятивной онтологии. Существовать в соотношении  с чем-то можно лишь в качестве чего-то. Применим это исходное положение к пониманию П. и Р. как онтологических категорий. Развитие есть смена качеств, но оно имеет определенную направленность. В бесконечном мире не существует какой-то единой и абсолютно доминирующей направленности. Однако имеют место всеобщие типы направленности, которые именуются добром и злом, космосом (порядком) и хаосом и воспринимаются как нечто положительное и отрицательное. В обыденном представлении, как правило, П. свзывается с первым, а Р. – со вторым. Но в той же обыденной практике говорят о прогрессирующей болезни или преступности. В мировоззренческом плане нам хотелось бы, чтобы П. связывался с добром, но всеобщие атрибуты не ведут себя столь однозначно. Любая направленность, независимо от её положительного или отрицательного значения, в процессе развития предстает как объективная тенденция или субъективная целеустремленность к определенной смене качеств. И потому П. есть изменение, способствующее появлению определенных качеств (реализации тенденции или целенаправленности), а Р. – изменение в обратном направлении. Простое и сложное могут служить и П. и Р.: усложнение бюрократических процедур – П. для благосостояния чиновников и Р. для пользующихся их услугами. Низшее и высшее, худшее и лучшее также могут определяться только относительно тех или иных качеств. Надо понимать, что в бесконечном мире не может быть единой направленности развития. Есть и эволюция (развертывание, усложнение) и инволюция (слияние в простое единство), но нельзя ни то, ни другое (ни любые другие линии развития) объявлять «подлинной» и «абсолютно преобладающей» (подобно тому, как неправомерно трактовать зло лишь как отсутствие добра). Но можно ли среди многообразия качеств, на которые направлено развитие все же не только выделить мировоззренчески предпочтительные , но и обосновать определенное предпочтение (иными словами, не ведет ли всеобщая относительность к полной нивелировке происходящего, к абсолютному релятивизму)? Можно и нужно. См.: Развивающаяся гармония. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всобщих категорий. Томск. 1973. С.382-404; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 250-251.

Просмотров: 816
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • “Как будто”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Волевых качеств развитие
  • ЗНАНИЕ КАК
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • КАК
  • КАК(О)
  • Как?
  • КАКУС, Как
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Фрейм -«как если бы»
  • Школа как развивающаяся система
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь