|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЮНОСТЬ школьная, ранняя юностьстадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14- 15 до 17—18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в ст. классах общеобразоват. школы или в ср. проф. уч. заведениях. Хронологич. границы этого возрастного периода весьма условны, его часто называют (как и предшествующий период) подростковым. Содержание его также сложно и неоднозначно. Биологически в юношеском возрасте завершается физич. созревание; хотя большинство девушек и Значит. часть юношей вступают в него в основном половозрелыми, на долю этого возраста приходится устранение ранее сложившихся диспропорций в физич. развитии. В социальном плане Ю. - завершающий этап первичной социализации. К концу этого периода завершается проф. самоопределение молодого человека, происходит вступление в самостоят. трудовую и гражданскую жизнь. Осн. психол. процесс Ю. - формирование личности и развитие самосознания - протекает у отд. индивидов по-разному. Во-первых, действует закон неравномерности созревания и развития, причем эта неравномерность является одновременно межиндивидуальной (сверстники и одноклассники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и вну-трииндивидуальной (неполная согласованность и гетерохронность физического, сексуального, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). Во-вторых, в зависимости от индивидуальных особенностей и условий воспитания существуют разные типы протекания Ю. У одних это период «бури и натиска», характеризующийся острыми внутр. и внеш. конфликтами и эмоциональными кризисами. Другие включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но скорее пассивно; роман-тич. порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны. Третьи взрослеют быстро, скачкообразно, но без внеш. конфликтов и эмоциональных срывов; рано определившиеся жизненные цели, самоконтроль и самодисциплина позволяют этим подросткам сознательно строить свою жизнь, выполняя намеченную программу. Вопреки традиц. представлениям о юности как «втором рождении» (Ж. Ж. Руссо), далеко не все юноши и девушки переживают в это время глубокую внутр. перестройку, многие выходят из юности почти такими же, какими в неё вступили. наиб. общая тенденция Ю. - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего «Я». Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым, юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчёркивают отличие от окружающих. Расширяется их временная перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает своё наличное «Я» (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своём возможном «Я»; их самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Ю. - время активного мировоззренч. поиска, своеобразным фокусом к-рого становится проблема смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос. об общем смысле человеческого бытия и своего собств. существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни, определением её целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий. Разумеется, эти проблемы не решаются раз и навсегда, человек в своей жизни не раз к ним возвращается, но для Ю. их постановка и связанная с этим активизация рефлексии особенно типичны. С участием во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями происходит стабилизация юношеского образа «Я», сопровождающаяся, как правило, ростом самоуважения. Однако этот процесс тоже весьма противоречив. В целом юношеские самооценки и их критерии значительно стабильнее подростковых. Но расширение для юноши социальных и временных горизонтов, круга «других», на к-рых он ориентируется, порождает неопределенность уровня притязаний и расхождение между наличным и идеальным (желаемым, должным) «Я». Это расхождение особенно сильно у наиб. способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у нек-рых подростков оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротич. симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением. Важные изменения происходят в структуре общения. Оно становится более избирательным и меняется соотношение значимых других. Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, худож. вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиб. серьёзных вопросах (выбор профессии, мировоззренч. самоопределение, поведение в сложных ситуациях) влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Однако взрослым приходится доказывать свою правоту не авторитарно, а апеллируя к рациональным доводам. Ведущей деятельностью в Ю. остаётся учёба. Однако её мотивация существенно меняется. Учёба и вообще шк. жизнь начинает восприниматься не как самоцель, а как средство подготовки к будущей трудовой жизни. Отношение к уч. предметам дифференцируется не только в зависимости от субъективных интересов, стимулом для к-рых может быть внеш. занимательность или мастерство учителя, но и от того, насколько данный предмет, по мнению ученика, понадобится ему в дальнейшем. И хотя эти критерии бывают наивными и упрощёнными, дифференциация интересов - процесс необходимый и прогрессивный. Психол. данные свидетельствуют, что самостоятельность и содержательная сложность учёбы, как и всякого другого труда, не только делает его более творческим и интересным, но и способствует развитию большей интеллектуальной гибкости, самостоятельности и творческого отношения к труду вообще. Важнейший аспект юношеского самоопределения - выбор профессии, к-рая часто отождествляется с призванием. Но единство субъективных склонностей и способностей к определённой деятельности, в к-рой личность усматривает сферу самореализации, формируется постепенно. Выбор профессии предполагает оценку её соответствия интересам, способностям и социальным установкам личности, а также потребности в ней общества, причём критерии эти могут не совпадать. В этом аспекте работа школы предполагает, с одной стороны, деятельность системы профориентации, а с другой - практич. приобщение школьников к труду с учётом их индивидуальных особенностей, развитие инициативы и ответственности. Ю. - весьма общительный, деятельный возраст. Принадлежность к коллективу и собственное положение в нём чрезвычайно важны для юношей и девушек. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило, разновозрастные и подчинённые нормам специфич. юношеской субкультуры. В силу известной конформности юношеского возраста, для к-рого групповое «мы» часто авторитетнее всех прочих мнений, лидеры таких групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно на т. н. трудных, к-рые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными. Педагогам школы важно детально знать круг и характер этих неформальных групп и оказывать на них соответствующее влияние. Особенности юношеской субкультуры важны и для эстетич. воспитания. Мотивы юношеского чтения и др. форм худож. потребления и творчества, равно как и типы предпочитаемых жанров и произведений иск-ва, многообразны и изменчивы. Оценочные критерии подростков часто не совпадают с критериями взрослых, к-рым они кажутся слишком примитивными. Огромное значение, наряду с разветвлёнными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а её свойства, в т. ч. устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в юности весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток. Ю. завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Поскольку стать взрослым - значит. стать мужчиной или женщиной, дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам «маскулинности» и «фемининности» составляет один из осн. стержней юношеского сознания и самосознания. С этим связано много драматич. переживаний. Напр., мальчики тяжело переживают своё отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие у себя черт характера, к-рые кажутся им «немужскими»; и юноши и девушки весьма озабочены собственной внешностью. Вообще половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются. Психол. различия между полами, измеренные с помощью спец. тестов, в этом возрасте также максимальны. Собственное половое созревание и в ещё большей степени влияние окружающих вызывают у юношей и девушек сложные эротич. переживания, фантазии и интересы. Юношеская гиперсексуальность, повышенная сексуальная возбудимость находит выход в мастурбации, к-рая у 15- 17-летних мальчиков является массовой, и сама по себе, вопреки распространённым представлениям, не влечёт к.-л. болезненных последствий. Рост эротич. интересов характерен и для девушек. Сегрегация свободного общения мальчиков и девочек, типичная для мл. подростков, к-рые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая место разносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менее взаимоотношения юношей и девушек весьма сложны. Их эротич. чувства и переживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их с психол. интимностью, к-рую подразумевает понятие любовь, подросткам необходимы определённые навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом. Разобщённость любви и чувственности, к-рую всячески насаждает ханжеское антисексуальное воспитание, приводит к тому, что «чистая любовь» представляется подростку асексуальной, а чувственность - соблазнительной, но низменной и постыдной. Под влиянием урбанизации и ряда др. социально-культурных сдвигов сексуальное поведение юношей и девушек в последние десятилетия существенно изменилось: раньше происходит половое созревание (см. Акселерация), раньше пробуждаются сексуальные интересы и начинается половая жизнь, причём возрастные границы в этом отношении между юношами и девушками резко сблизились; терпимее стало отношение к добрачным связям (оценка интимной близости зависит не столько от того, имела ли она место в браке или вне его, сколько от наличия или отсутствия любви); молодёжь всё более критически относится к т. н. двойному стандарту, т.е. к разным нормам сексуального поведения для мужчин и для женщин Эти изменения отражают общую тенденцию роста индивидуальной свободы в этой, как и в остальных, сферах человеческой жизни. Но с ними сопряжены также серьезные проблемы и трудности известная неопределенность нормативных предписаний, на к-рые ориентируется молодежь, рост неустойчивости брака, высокий процент нежелательных беременностей и внебрачных рождений в юности, опасность распространения венерич заболеваний, снижение у нек-рых молодых людей чувства моральной и социальной ответственности за свою интимную жизнь и ее последствия. Выход здесь тот же, что и в др. сферах жизни, - рост свободы предполагает также рост ответственности и самоконтроля. Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной своей жизни (см Половое воспитание). Ранняя юность насыщена множеством новых эмоциональных переживаний. Хотя в целом жизненный мир юноши кажется более упорядоченным, чем подростковый, многие юноши и девушки испытывают значит. психол. трудности Осознание своей индивидуальности, непохожести на других оборачивается у многих, даже общительных старшеклассников острым чувством одиночества и непонятости. Новое чувство необратимости времени, без к-рого невозможна постановка вопроса о смысле жизни, сталкивает их с проблемой смерти. Переживается она весьма остро у одних вызывает панический страх, у других - болезненное влечение к смерти, желание разрешить житейские трудности путем самоубийства. Типичной массовой коммуникативной проблемой ранней юности выступает застенчивость, особенно тяжело переживаемая мальчиками, т к она противоречит эталону маскулинности. Возраст 14—18 лет - критич период проявления разл. психопатий. В этом возрасте особенно резко проявляется характер, нек-рые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психич. травм или отклоняющегося от норм поведения. Даже сами нормативы психич. здоровья, устанавливаемые с помощью спец. тестов, для юношеского возраста несколько иные, чем для взрослых. Все это подчеркивает необходимость внимательного, индивидуального подхода, учитывающего половые, средо-вые и типологич.особенности учащихся Ю. - своего рода рубеж между детством и взрослостью, а «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (Выготский Л С, Избр психол. исследования, M, 1956, с 277). Сов. система воспитания была по сути своей авторитарной Перемены в жизни России с нач. 90-х гг. дали юношам и девушкам огромные преимущества перед их сверстниками из предшествовавших поколений вместо того чтобы покорно следовать предписаниям старших, они получили возможность самостоят. выбора своего жизненного пути и право сойти с заранее проложенных для них дорог. Однако эта свобода, особенно в условиях общего социального и духовного кризиса, чревата огромными издержками. Совр. юноши и девушки раньше взрослеют, у них стало меньше инфантилизма и иждивенческих настроений. Но отсутствие социальных гарантий, резкое социальное расслоение общества и идейный разброд в нем способствуют вовлечению многих из них в криминальную деятельность. Наблюдается рост молодежной преступности, наркомании, жестокости и сексуального насилия. Нек-рые юноши и девушки попадают под влияние тоталитарных сект и полит экстремизма. Увлечение специфически-молодежными формами иск-ва сопровождается падением интереса к классическому культурному наследию. Выявился и необычайно обострился долгие годы скрывавшийся и отрицавшийся ценностный конфликт поколений отцов и детей. В этих драматич условиях родителям и педагогам необходимо помнить две тривиальные, но трудные истины Во-первых, при всех общих возрастных свойствах юноши и девушки не образуют целостной группы, они социально, типологически и психически различны, единого подхода к ним быть не может. Во-вторых, авторитарные меры воспитат. воздействий в этом возрасте, тем более в ситуации социального кризиса, принципиально не работают и, скорее, производят эффект бумеранга. Чтобы способствовать взрослению юношей и девушек, необходимо максимально развивать их собственную активность, самостоятельность и ответственность, пытаясь не просто включить их в какие-то заранее указанные рамки и сферы жизнедеятельности, но пробудить и стимулировать их к самовоспитанию, дать ему правильное направление.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|