СЛУХ

способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит устное речевое общение между людьми, воспринимается речь и др. звуковая информация (музыка и т. п.). Хороший С. необходим для ряда профессий: врач, музыкант, телефонист, педагог и т. д. Отсутствие С. значит. ельно обедняет мир человека, лишает его возможности нормального общения с др. людьми, интеллектуального и эмоционального развития.

Орган С. - ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела - звукопроводящий и звуковоспринимающий. Звукопроводящий отдел состоит из наружного и среднего уха, к-рые отделены друг от друга барабанной перепонкой; звуковоспринимающий отдел - из внутр. уха, слуховых нервов и спец. участка коры головного мозга.

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо имеет небольшую т. н. барабанную полость, со слуховыми косточками.

Во внутр. ухе расположены чувствит. слуховые клетки. Звуковые колебания передаются через слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек, вызывая раздражение чувствит. клеток. По слуховому нерву раздражение передаётся в головной мозг к корковому центру слуха. Т. о. человек воспринимает речь, музыку.

Человеческому С. доступна область звуков с частотой колебаний от 16 до 20 тыс. гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, наз. абс. порогом слухового ощущения. Наибольшая чувствительность отмечается к звукам от 1 тыс. до 3 тыс. гц; пороги слухового ощущения оказываются в этой области наиболее низкими. Слуховая чувствительность характеризуется не только величиной абс. порога ощущения, но и величиной разностного, или дифференциального, порога, т.е. различением звуков по высоте (частоте). и по силе.

Человек обладает способностью непосредственно оценивать громкость звуков. Большинство людей, даже не обладающих тонким муз. слухом, могут довольно точно определять усиление и уменьшение громкости звука в 2 раза. Физиол. приспособление органа С. к разл. силе звука наз. слуховой адаптацией. От адаптации отличают слуховое утомление, к-рое возникает при длит, воздействии интенсивных звуков. Утомление также характеризуется снижением слуховой чувствительности, но, в отличие от адаптации, более длительным (неск. минут.н. даже часов). периодом восстановления нормального С. Интенсивность звуков не должна достигать порога неприятного ощущения, а продолжительность интенсивных звуков может быть только кратковременной (не более 15- 20 мин). Частое и длит, раздражение органа С. сильными звуками может вести к необратимому понижению С.

Человек обладает способностью не только различать направление звука, но и оценивать расстояние, на к-ром находится источник звука (т. н. бинауральный С.), воспринимать и дифференцировать сложные звуковые сочетания, когда звуки приходят одновременно с разных сторон.

Специфич. особенностью С. человека является способность воспринимать звуки речи как смыслоразличит. единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового (сенсорного). центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга. При нарушении этого центра восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, сохраняется, но различение их как речевых звуков и, следовательно, понимание речи становится невозможным.

Элементарные реакции на звук можно наблюдать у ребёнка уже в первые часы его рождения. Они возникают при воздействии громких звуков и протекают по типу безусловных рефлексов. В конце 1-го и начале 2-го мес жизни у ребёнка образуются уже условные рефлексы на звуки. Очень рано (на 3-м мес). ребёнок начинает различать звуки по их высоте и тембру. В последующие месяцы способность к дифференцированию звуков развивается и распространяется на голос и элементы речи. Ребёнок начинает по-разному реагировать на разл. интонации и слова, к-рые, однако, воспринимаются им недостаточно расчленённо. В конце 1-го года жизни ребёнок обычно различает слова и фразы преим. по их интонационной окраске и ритмич. контуру, а в течение 2-го и 3-го годов, в связи с формированием речи, происходит дальнейшее развитие его С. К концу 2-го года ребёнок обычно обладает способностью распознавать на слух все звуки родного языка.

Развитие дифференциров. слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием у ребёнка произносит, навыков. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифферен-цированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой - умение произносить тот или иной звук речи облегчает ребёнку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносит, навыков. Так, дети 2—3 лет, полностью определяя на слух звуковую структуру слов, не могут её воспроизвести даже по подражанию. Формирование речевого С. заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако совершенствование (муз. С., способность к различению шумов, связанных с работой механизмов, бинауральный С. и т. п.). может происходить и у взрослых в связи со спец. видами деятельности.

Наиболее простым и доступным способом определения слуховой способности является исследование С. с помощью шёпотной и громкой речи. Практически в обычных условиях исследования, в обстановке относит, тишины, С. считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шёпота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значит. понижение С., а полное отсутствие восприятия шёпотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение. Громкая речь в обычных условиях слышна на расстоянии в 10 раз большем, чем шёпотная

Исследуя С. при помощи речи, нужно считаться не только с фонетич. составом применяемых слов и фраз, но и с доступностью их для понимания речевого развития ребёнка. Исследование С. речью не может считаться вполне точным и объективным методом, в т. ч. и в отношении оценки результатов. Когда нужно получить более точные данные о состоянии С., прибегают к исследованию в условиях спец. леч. учреждения.

Нарушения С. В предупреждении нарушений С. у детей большое значение имеют гигиенич. мероприятия, к-рые следует соблюдать с момента рождения ребёнка. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребёнок нормально дышал носом. При заболевании носа и носоглотки могут возникнуть воспалит, процессы, в результате к-рых затрудняется поступление воздуха в барабанную полость и нарушается звукопроводимость. При длит, воспалениях в среднем ухе образуются спайки и рубцы, вследствие чего может наступить стойкая тугоухость. Поэтому при хронич. насморках или воспалениях в носоглотке следует обязательно обращаться к врачу и следить за состоянием ушей и слуха. Это особенно важно в дет. возрасте.

Нарушения в слуховом проходе, напр., скопление серных масс, полностью закрывающих его просвет, могут снизить слух, но после удаления серных пробок С., как правило, восстанавливается. В слуховой проход может случайно попасть инородное тело. Во всех таких случаях необходимо немедленно обратиться к врачу: неумелые попытки извлечь предмет из уха могут привести к травме слухового прохода и барабанной перепонки и вызвать воспаление среднего уха.

Наиболее частыми причинами возникновения стойких нарушений слуха являются воспалит, процессы в среднем ухе или поражение слуховых нервов. В запущенных случаях хронич. гнойное воспаление ср. уха может вызвать серьёзные осложнения, к-рые требуют хирургич. вмешательства. Для профилактики таких осложнений необходимо систематич. лечение.

Детские инфекции могут поразить не только среднее, но и внутр. ухо, слуховые нервы или же корковый центр С. Особенно опасны эти заболевания в раннем дет. возрасте, когда ребёнок ещё не умеет или только начинает говорить (если он не слышит, то нарушается формирование речи). На состоянии С. отражаются и ушибы головы (особенно опасные в дет. возрасте), к-рые могут сопровождаться лёгкой формой сотрясения мозга и привести к стойким нарушениям С. Своевременное и правильное лечение нарушений С. зачастую предотвращает развитие тугоухости или глухоты (см. в ст. Аномальные дети).

Проф. тугоухость обычно возникает при длит, воздействии на орган С. резких производственных шумов и сотрясений (вибраций). В борьбе с этим заболеванием особое значение имеют профилак-тич. мероприятия на произ-ве, совершенствование технол. процессов. Чтобы остановить прогрессирование тугоухости, лучше всего перевести больного на др. работу, не связанную с шумом.

При стойких нарушениях С., не поддающихся лечению, применяют слуховые аппараты. В большинстве случаев с помощью таких аппаратов удаётся компенсировать недостаток С. В. П. Гамов.

Просмотров: 1232
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • F80.9 Расстройство развития речи, неуточненное.
  • «ВОСЕМЬ ЗВУКОВ»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
  • Восприятие речи
  • ГОЛАНТ-ШМАРЬЯНА СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Двигательная теория восприятия речи
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • Дети с нарушениями речи
  • Дифференциация звуков
  • ЕДИНИЦЫ РЕЧИ
  • ЗВУК РЕЧИ
  • Идентификация звуков
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • Меры речи и слуха
  • НАРУЖНЫЙ СЛУХОВОЙ ПРОХОД
  • План адаптации речи
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе
  • РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
  • Редуцирование звуков речи
  • Речи нарушения
  • Речи развитие
  • Субституция звуков
  • Субъективизм восприятия речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь