|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СЕМЁНОВ Дмитрий Дмитриевич[22.12.1834(3.1.1835), с. Осиновка Моги-лёвской губ., - 8(21).3.1902, Петербург], педагог, деятель нар. образования. По окончании гимназии (1852). учитель Витебского уездного уч-ща. После посещения лекций в Петербургском ун-те выдержал экзамен на звание учителя географии. С 1857 преподавал рус. словесность и географию в 1-й петерб. гимназии и Мариинском уч-ще. В 1860—62 учитель нач. классов и географии Смольного ин-та. С 1865 преподаватель высш. пед. курсов при 2-й петерб. воен. гимназии. В 1868 командирован за границу для ознакомления с учительскими семинариями и низшими гор. школами. В 1870—78 руководил Кубанской учительской семинарией, преподавал там географию, педагогику. В 1878 назначен директором Закавказской (Горийской). учительской семинарии, имевшей рус., груз., арм. отделения. По инициативе С. при семинарии создано азерб. отделение, а в г. Гори открыты жен. прогимназия, содержавшаяся на благотворит, средства, и жен. пед. курсы. Стремясь к созданию благоприятных условий для совместного обучения семинаристов разных национальностей, ввел обязат изучение рус учащимися одного из языков народов Кавказа Семинария играла существ роль в распространении рус культуры в Грузии В руководимых С учительских семинариях в интересах общеобразоват. подготовки учителей были открыты подготовит классы (просеминарии), увеличено кол-во часов на изучение естествознания и родного языка Поощрялись внеклассные занятия, в т.ч. чтение, рисование, пение, а также садоводство, пчеловодство В семинариях изучались все учебники нач школы и метод руководства к ним Практиковались сочинения на пед. темы, велись протоколы анализа уроков Семинаристы проходили практику в образцовой школе, где вели уроки преподаватели семинарии Поддерживалась тесная связь с выпускниками, особенно в первые 3—4 года их самостоят.работы (через учительские съезды, метод совещания и пр). В 1883 вследствие предъявленных ему обвинений в «неблагонадежности» и «распространении вредного влияния» получил отставку В Петербурге Комиссией по нар. образованию при Гор думе избран инспектором нач уч-щ и занимал эту должность до кончины На формирование науч. -пед. и метод идей С сильное влияние оказало сотрудничество с К Д Ушинским в 1860-х гг С просветит позиций С критиковал офиц школьную политику, способствовавшую, по его мнению, распространению идей гербартианства, утверждению формализма в пед. практике Выступал в поддержку развития нац. школы, за пер-вонач обучение на родном языке, по мере овладения к-рым предусматривал изучение родной лит-ры и истории рус языка В предложенной им концепции нач образования центр место занимало наглядное обучение, необходимость к-рого С обосновывал конкретным характером дет. мышления Предусматривал постепенное соединение наглядного обучения с объяснит чтением Создал серию картин для мл школьников «Времена года», тематика к-рых соответствовала содержанию ряда разделов учебника Ушинского «Родное слово» Разработал метод пособия для учителей «Комментарии к наглядному обучению по картинкам», «Примерные уроки объяснит чтения» Автор ряда уч книг по географии, получивших высокую оценку Ушинского На материале этих книг проводил «отчизноведческий» (краеведческий). принцип преподавания географии изучение предмета, по С, следует начинать с ознакомления детей с природными особенностями, х-вом, культурой родного края, в т.ч. через геогр экскурсии Изучение географии в комплексе с др. шк. дисциплинами, гл. обр. родным языком, должно способствовать установлению тесной связи обучения с жизнью Шк. обучение С рассматривал как осн. средство нравств. воспитания Учитель, по убеждению С, должен как можно раньше «посеять в ребенке семена любви к родной земле», воспитывать его в духе гуманизма, трудолюбия и религиозности Считал особенно важным сочетать воздействие на сознание с «сильным впечатлением и горячим сердечным чувством» Большое значение в воспитании придавал приобщению к ручному труду, к-рый относил к неотъемлемой части «умственной жизни» ребенка В 80—90-х гг С активно сотрудничал во многих пед. журналах, редактировал журн «Детское чтение» (1888—91). Автор трудов по истории просвещения и педагогики в России и Европе (о жизни и деятельности Я А Коменского, H И Пирогова, Ушинского и его учеников и последователей). С 1885 публиковались его очерки по истории нач образования в России, на Кавказе Исследовал историю рус книги для первонач обучения С о ч Уроки географии, год 1—3, СПБ, 1860—67, О преподавании и совр. значении географии, ЖМНП, 1960, авг, Опыт дидактич руководства к преподаванию рус языка, СПБ, 1868, Отечествоведение, в 1—5, СПБ, 1864—69, Барон H А Корф, «Воспитание и обучение», 1885, J 3,Б И Водовозов как педагог, «Рус нач учитель», 1886, № 8—9, Пед. идеи H И Пирогова, «Женское образование», 1891, N» 2, Петр Григорьевич Редкий Очерк его пед. деятельности, «Рус старина», 1891, № 8, Соч и пед. идеи К Д Ушинского, «Рус школа», 1895, J 7—8, Избр пед. соч, M, 1953 Лит ЗикеевН В, Ученик и совре менник Ушинского Д Д Семенов, «Уч зап МОПИ», 1947, т 8, (Тр кафедры педагогики, в!),МакаевВ В, Жизнь и пед. деятельность Д Д Семенова, Тб, 1956 В В Макаев
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|