|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обученияобъяснительно-иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к-ром учитель сообщает готовую информацию, а уч-ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции, объяснения, с помощью печатных пособий (учебник, уч. пособие и т. д.), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практич. показа способов деятельности (способ решения задачи, доказательства теоремы, демонстрация способа работы на станке и др.). И.-р. м. обучения — один из наиб. экономных способов передачи обобщённого и систематизир. опыта человечества; может применяться почти на любом типе уч. занятий и при объяснении самого разного материала; эффективность его проверена многовековой практикой. В совр. условиях создана возможность для концентриров. передачи информации совр. техническими средствами обучения (ТСО), кино и телевидением. В связи с расширением знаний по физике, химии, математике в шк. образовании возрастает роль символич. изображений — формул, графиков, к-рые в динамичной форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на кино- и телеэкране. Наряду с ТСО в школе применяется демонстрация объёмных макетов, действующих моделей. Но характер познават. деятельности при всех средствах обучения один — осознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового уч. материала, однако применять его следует в сочетании с др. методами обучения. Способствуя накоплению у учащихся знаний, умений и навыков, И.-р. м. не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности развития их творческих способностей. (Последняя цель достигается методами проблемного обучения). И.-р. м. служит для этого предпосылкой. Лит.: Лернер И. Я., Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М.; Зорина Л. Я., Слово учителя в уч. процессе, М., 1984. И. Я. Лернер.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|