СЕЛИХАНОВИЧ Александр Брониславович

[15(27).1.1880, с. Хабно Киевской губ., - 11.4. 1968, Пятигорск], педагог, историк педагогики, проф. (1920). Окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та (1905), специализировался по психологии и философии под руководством Г. И. Челпанова. С 1906 преподавал в гимназиях Киева. Его учениками были К. Г. Паустовский и М. А. Булгаков. Паустовский в повести «Далёкие годы» писал, что у С. «..был редкий дар живописного изложения. Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума» (Паустовский К. Г., Собр. соч., т. 4, М., 1968, с. 222). Вёл преподавательскую и науч. работу в вузах: Киевском ун-те (1913—16), на высш. жен. курсах в Тифлисе (1916—19; в 1918 на их базе образован Закавказский ун-т), Азерб. ун-те (1920—26; один из его основателей), в Узб. пед. ин-те (Самарканд; в 1926 один из его организаторов, с 1927 зав. уч. частью и проф.), Горском пед. ин-те (1931—33, Владикавказ), Пятигорском пед. ин-те (1940—57). В 1933—40 зав. сектором педагогики Крымского н.-и, ин-та.

Свои науч. исследования в области теории и истории педагогики обобщил в ряде уч. пособий. В «Очерках общей педагогики» (1912) - уч. пособии для жен. гимназий, учительских ин-тов и семинарий - с гуманистич. позиций раскрыл понятие воспитания, содержание пед. процесса применительно к дошк. и мл. шк. возрастам. Издал «Филос. пропедевтику в ср. школе» (1913; конспект лекций по истории филос. учений древнего мира, средневековья и новой истории), «Психологию нравственных переживаний» (1913), «Историю педагогики на Западе и в России» (1917; уч. пособие для жен. гимназий, в к-ром пед. взгляды Я. А. Ко-менского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Ф. Гербарта, Ф. Фребеля, Ф. Дистервега, Г. Спенсера, Д. Дьюи и др. рассматривал в тесной связи со всеобщей историей, культурой и философией). Большое внимание уделял истории пед. мысли и школы в России 19 в., пед. творчеству Л. Н. Толстого, Н. А. Корфа, С. А. Рачин-ского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, эксперим. педагогике. Автор работы «Что такое трудовая школа» (1924), посвящённой, в частности, проблемам трудового воспитания, и пособий: «Введение в философию» и «Лекции по психологии» (1927). Вёл большую лекционную деятельность, обращаясь гл. обр. к тематике нравств. воспитания.

Лит.: Духан С. Я., М а к а с в В. В., Учитель К. Г. Паустовского и М. А. Булгакова, СП, 1990, № 5. В. В. Макаев.

Просмотров: 657
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • История педагогики
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • Методология педагогики
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • Моделирование (в пед.)
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Периодизация истории цивилизации в России
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • Предмет педагогики
  • Предмет педагогики
  • Предмет педагогики
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СЕЛИХАНОВИЧ Александр Брониславович (1880-1968)
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • Формирование характера и пути его воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь