|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович[1(13).8.1829, с. Тёплый Стан, ныне с. Сеченове Нижегородской обл., - 2(15).11.1905, Москва], естествоиспытатель, основоположник отеч. физиол. школы и естеств.-науч. направления в психологии; поч. акад. Петерб. АН (1904; ч.-к. 1869). Окончил Гл. инженерное уч-ще в Петербурге (1848). и мед. ф-т Моск. ун-та (1856). В 1856—59 работал в Германии. В 1860 возглавил кафедру физиологии в Медико-хирургич. академии в Петербурге, где вскоре организовал физиол. лабораторию - одну из первых в России. В 1871—76 зав. кафедрой физиологии в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1876- 1888 проф. Петерб. ун-та, где также организовал физиол. лабораторию. Одновременно читал лекции на Высш. жен. (Бестужевских). курсах, одним из основателей к-рых он был. С 1889 приват-доцент, с 1891 проф. физиологии Моск. унта. В 1901 вышел в отставку, но продолжал эксперим. работу, а также преподавательскую деятельность на Пречистенских курсах для рабочих (1903—04). Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека. Впервые изложенное в работе «Рефлексы головного мозга» (1863), оно доказывало, что все акты сознательной и бессознательной жизни рефлекторны по способу совершения (т.е. по своему механизму). При этом рефлекс трактовался не как автоматич. ответ нервных центров на внеш. раздражитель, но как гибкое согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирующих поведение в окружающей среде). Эксперим. изучение головного мозга привело С. к открытию центр, торможения (в дальнейшем получившего назв. «сеченовское»), т. е. «задерживающего» влияния одного из отделов мозга, а именно таламич. области, на реакции организма. Это открытие повлекло за собой важные преобразования в представлениях о функциях нервной системы в психич. деятельности. В физиологии оно стало отправным пунктом для разработки учения о динамике нервных процессов (возбуждения и торможения). и их интеграции в целостные динамич. системы. В психологии оно позволило объяснить субстрат волевых актов, отличит, особенность к-рых заключается в том, что человек способен противостоять нежелательным импульсам, тормозить их переход в действие. Центр, торможение стало также предпосылкой формирования понятия об интериоризации. Опираясь на открытия в области физиологии, С. развил психол. концепцию, направленную против дуалистич. взглядов на отношение психики к её телесному субстрату. Эта концепция раскрыла несостоятельность воззрений на психику как замкнутый внутр. мир, процессы к-рого начинаются и кончаются в сознании и потому могут быть познаны только благодаря внутр. наблюдению за ними самого субъекта. В противовес этому С. в работе «Кому и как разрабатывать психологию?» (1873). впервые в истории науки утвердил объективный метод в исследовании психич. процессов, проследив их развитие под влиянием воспитания. Положение С. о рефлекторной природе психики не означало её сведения к рефлексу или нервным процессам, но требовало рассматривать каждый психич. акт (внимание, память, мышление и др.). как целостное образование, включающее восприятие внеш. стимулов, их преобразование в нервных центрах и ответную работу мышц. Эта работа, по С., носит не только двигательный, но и познават. характер, поскольку мышца, снабжённая чувствит. волокнами, посылает в центры сигналы, информирующие о выполнении программы поведения. Тем самым предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции и системной организации нервно-психич. деятельности. Исходя из представления о мышце как органе познания, С. относил к важнейшим результатам её работы построение чувственных образов пространства и времени, отвергнув версию И. Канта об их априорности, т.е. изначальной заложенности в умственном устройстве человека. По С., опыт формируется в жизненных встречах организма со средой, причём его данные не автоматически запечатлеваются в сознании как своего рода «чистой доске», но добываются и упорядочиваются благодаря практич. действиям человека в предметном мире. Тем самым были выявлены реальные корни умственных операций, к-рые индивид первоначально осваивает в школе предметного мышления, а затем выполняет в форме облечённых в слово абстрактных понятий. Изучению происхождения сложных форм познават. деятельности (включая матем. и фил ос. мышление). посвящена работа С. «Элементы мысли» (1878; 2-е существенно перераб. изд., 1903), в к-рой содержится ценный материал, характеризующий закономерности развития восприятия, памяти, интеллекта и др. психич. функций у детей. Этот материал, имеющий функциональное значение для рациональной, учитывающей психол. особенности сознания ребёнка организации обучения и воспитания, широко используется в педагогике. Учение С. одним из первых в педагогике использовал К. Д. Ушинский при объяснении роли привычек как «капитала», к-рый вкладывается в нервную систему. Идеи С. были восприняты И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, А. А. Ухтомским, Л. С. Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психич. функций. Соч.: Элементы мысли. Сб. избр. статей, М. -Л., 1943; Избр. филос. и психол. произведения, М., 1947; Избр. произведения, т. 1, М., 1952; Рефлексы головного мозга, М., 1952. Лит.: БудиловаЕ. А., Учение И. М. Сеченова об ощущении и мышлении, М., 1954; И. М. Сеченов и материалистич. психология, М., 1957; Ярошевский М. Г., И. М. Сеченов, Л., 1968; его же, Сеченов и мировая психол. мысль, М., 1981; И. М. Сеченов. К 150-летию со дня рождения, М., 1980. М. Г. Ярошевский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|