|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
РЕФЛЕКСОЛОГИЯнаправление в рус психологии нач 20 в Создателем и признанным лидером ее был В М Бехтерев («Основы рефлексологии», 1920). Становление рефлексологич. учения происходило под влиянием идей И М Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии P отразила эволюцию воззрений Бехтерева от попыток найти способы точного, строго науч. исследования психики к отказу от изучения ее как, якобы, неподдающейся объективному рассмотрению, и замене психики как предмета психологии ее внеш. проявлениями. Такое изменение было своеобразной реакцией на господствовавшие в мировой психол. науке кон 19 — нач 20 вв интроспекционистские взгляды на природу психического и способы ее изучения. Бехтерев был одним из наиб. последовательных их критиков. Стремясь преодолеть дуализм в соотношении психич. и физиол. явлений с позиций последоват материалистич монизма, он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич. процесса. Соответственно осн. единицей анализа нервно-психич. деятельности становился рефлекс, определяемый как «жизненный атом», элементарный акт поведения, универсальный динамич механизм, лежащий в основе всех реакций человека Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации Исходя из этого, задачи P он видел в изучении актов поведения личности (т с всех ее рефлексов). в их опосредованности внеш. раздражителями и внутр. нервно-психич. процессами в организме Психология как наука заменялась P. Расчистив путь для развития объективного подхода к изучению психич. явлений, Б в то же время не сумел противопоставить интроспекцио-нистским идеям новый взгляд на природу психики. Отказавшись от субъективного ее понимания, он одновременно отказался от изучения психики и сознания вообще и обратился к исследованию поведения. P задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетич P, коллективная P, индивидуальная P и т.д. ), связанное с естествознанием и обществоведением Комплексная стратегия исследования поведения отразилась в структуре созданных Бехтеревым науч. учреждений — Психоневрологич. ин-та, Ин-та мозга и психич. деятельности P оказала существенное воздействие на смежные с ней области знания, в т.ч. педагогику и пед. психологию Центром генетич P был первый в России Педологич. ин-т (осн. Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематич. изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов В ин-те был собран разнообразный материал об особенностях психич. развития ребенка, разработаны методы его объективного изучения В рамках коллективной Р. впервые в отеч науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общно-стей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида Как науч. направление P прекратила свое существование в нач 30-х гг В ходе развернувшейся после смерти Бехтерева рефлексологич. дискуссии критич оценке была подвергнута механистич трактовка психики и заложены основы ее интерпретации с позиций диалектич материализма В А Кольцова РЕФЛЕКСЫ, см Высшая нервная деятельность
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|