РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ

(от франц. reserve — запас, от лат. reservoir — сберегать, сохранять) — в общем случае под резервом понимается запас чего-либо на случай надобности. Применительно к человеку этот термин взят из теории надежности. Резервирование — главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Основными видами резервирования является структурное (наличие дополнительных элементов, которые при необходимости могут заменить основные) и функциональное (наличие определенных функциональных возможностей, при которых система сохраняет работоспособность). Все виды резервирования связаны с введением определенной избыточности. Примером структурного резервирования у человека является, напр., то обстоятельство, что при многомиллиардной избыточности нейронов коры головного мозга одновременно работает лишь их небольшая часть. Функциональное резервирование у человека связано с расширением его функциональных возможностей. При этом могут быть достигнуты поистине фантастические результаты. Напр., космонавт Н. Рукавишников посадил вручную космический корабль в условиях перегрузки, значительно превышающей допустимые нормы. Артист И. Певцов будучи заикой от рождения путем мобилизации своего воображения смог преодолеть этот недуг. Штангист М. Дикуль смог после пятилетней неподвижности из-за травмы спины стать артистом цирка. И хотя эти примеры связаны с расширением возможностей различных функциональных систем организма, их роднит то обстоятельство, что это расширение связано прежде с Р. п. Именно психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Значение Р. п. очень велико в деятельности человека. Установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65 — 75% возможностей человека. Остальные 25 — 35% резервируются. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации (колебания) внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работоспособность. Говоря о Р. п. в деятельности человека, нужно выделить два аспекта. Первый — повышение функциональных (более широко — профессиональных) возможностей есть процесс их структурного резервирования, т. е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй — в процессе деятельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее резервирование возможностей). И в первом и во втором случаях универсальным критерием резервирования следует считать величину 25 — 35% от максимальных возможностей человека. Важной задачей является нахождение способов активизации Р. п. Общий подход заключается в активности жизненной позиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в преодолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. В более конкретных случаях речь может идти об умении человека контролировать свое психическое состояние и управлять им (саморегуляция состояния), самореализации и самоактуализации заложенного в каждом человеке потенциала, активном переключении с одного вида деятельности на другой, включении компенсаторных механизмов, использовании аутогенной тренировки и-т. п. (А. Л. Козлова).

Просмотров: 3863
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Комиссия равных возможностей
  • Кора головного мозга человека
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Нарушение операциональных возможностей общения
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Общение: исследование функциональных систем
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
  • Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ)
  • Политика равных возможностей
  • Политика равных возможностей
  • Психическое развитие человека
  • РАБОТАЮЩИЙ ВЫШЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • РАБОТАЮЩИЙ НИЖЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • Работающий выше своих возможностей
  • Равенство образовательных возможностей
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Расширение возможностей женщин
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • СТРУКТУРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • Структура психики человека
  • ТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
  • Теория функциональных систем
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ТЕОРИЯ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь