Нарушение операциональных возможностей общения

- нарушения, рассматриваемые в соответствии с концепцией процессуальности и фазной структуры порождения и восприятия речи. Мысль, порожденная опр. мотивом, проходит сложный и длинный путь, превращаясь в развернутое речевое сообщение, и не менее сложен путь от развернутого речевого сообщения к мысли. Понятно поэтому, «насколько сложный характер могут иметь те случаи, когда этот путь кодирования или декодирования сообщения нарушается в результате поломки тех или иных звеньев мозгового аппарата» (Лурия, 1975). Путь от мысли к речи «проходит через стадию внутр. речи, к-рая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи» (там же), где формируется глубинно-синтаксическая структура, внутр. программа высказывания (именно этот компонент нарушается, как известно, при динамической афазии). Затем эта программа разворачивается во внеш. речевое высказывание, опирающееся на поверхностную синтаксическую структуру. Важное значение имеет момент перехода от внутр. речи к внешней, т. наз. компонент «готовности к речи», т. е. «центрально управляемая настройка всей периферии произносительного механизма для выполнения предстоящего речевого движения», в частности, переход от свободного режима дыхания на специфически речевой (Абелева, 1976), к-рая нарушается у больных с заиканием. Процессы кодирования и декодирования поверхностной структуры также имеют сложное строение, включая фонетический анализ, нарушения к-рого составляют центральный механизм сенсорной афазии, кинетический анализатор, дефекты к-рого, приводят к возникновению эфферентной моторной афазии; кинестетический анализ фактор, лежащий в основе возникновения афферентной моторной афазии; объем акустического восприятия и слухоречевую память, связанные с симптомами акустико-мнестической афазии; дешифровку логико-грамматических отношений, нарушения к-рой составляют осн. фактор семантической афазии и др. компоненты (Лурия, 2000). Как известно, «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности» (Выготский, 1983). Изменение личности, в свою очередь, негативно влияет на возможности О. больного, отягощая и усугубляя имеющиеся нарушения коммуникации, в силу механизма «порочного круга», когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей О., а невозможность О. еще более усиливает «страх речи» и др. неврозоподобные изменения личности. Расширение возможностей коммуникации в ходе социальной реадаптации больного благоприятно влияет и на его личностные характеристики, прежде всего, на самооценку и личностные реакции и установки больного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вербальная активность больного), и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими. Лит.: Выготский Л. С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6 т. М., 1983; Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000. Ж. М. Глозман

Просмотров: 1850
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ДВОЯКИЕ РЕЧИ»
  • АФАЗИИ
  • АФАЗИИ ФОРМЫ
  • Базальный компонент речи
  • базальный компонент речи
  • ГОЛАНТ-ШМАРЬЯНА СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • Двигательная теория восприятия речи
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Изменения личности больного эпилепсией
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • Модуляции речи
  • Недержание речи
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • Речи дефект
  • РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
  • Речи нарушения
  • Речи развитие
  • РЕЧИ, ДЕФЕКТ
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ
  • СМЕШАННАЯ СЕНСОРНО-АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ (СОЧЕТАНИЕ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ С СЕНСОРНОЙ АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКОЙ)
  • Субъективизм восприятия речи
  • Тактики речи
  • Функции речи
  • Яркость речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь