|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич[20(31).8.1749, Москва, — 12(24).9.1802, Петербург], просветитель, писатель, философ. Сын богатого помещика. Получил домашнее образование под руководством профессоров Моск. ун-та. Учился в Пажеском корпусе (1762—66); для изучения юрид. наук был отправлен в Лейпцигский ун-т, где занимался также естественными науками и медициной. Мировоззрение Р. формировалось под влиянием идей франц. энциклопедистов (особенно К. А. Гельвеция). и рус. просветителей (М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова). По возвращении в Россию был на гос. службе (1771—90). За кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790, тогда же изъята из продажи). был арестован, приговорён к смертной казни, заменённой, по указанию ими. Екатерины II, 10-летней ссылкой в Илимский острог. При Павле I возвращён из ссылки (1797), после воцарения Александра I получил полное «прощение». Определён на службу в Комиссию составления законов (1801—02), где, опираясь на теорию «естественного права», пытался проводить прежние идеи ликвидации крепостнич. системы и сословных привилегий. Оказавшись перед угрозой новой ссылки и утратив надежду на осуществление своих полит. проектов, отравился. К вопросам педагогики Р. подошёл с позиций естественно-науч. материализма 18 в., использовал данные психологии. Утверждал (вопреки Гельвецию), что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействия внеш. среды (природной и социальной). на протяжении жизни неск. поколений («О человеке, о его смертности и бессмертии», написано в 1792—96, опубл. 1809). В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль отводил воспитанию (физическому, умственному и нравственному). Пед. концепция Р., изложенная в «Путешествии..» (главы «Крестьцы», «Под-березье»), ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих «нравственными и гражд. добродетелями». Противник авторитарного воспитания, Р. вслед за Ж — Ж. Руссо выдвинул идею свободного развития ребёнка в условиях семьи. Родители (к-рым лучше воспитывать ребёнка без помощи наёмных наставников). призваны направлять его интересы и склонности, не прибегая к принуждению. Тогда союз между родителями и детьми будет основан не на родительской власти, а на естественной привязанности и дружбе, складывающейся благодаря совместному труду. Формированию лучших нравств. черт (доброты, отзывчивости, великодушия), гармонич. ному сочетанию эмоционального и рационального начал должно было способствовать раннее знакомство с произв. изящных иск-в. Соприкосновение со светской жизнью Р. признавал чрезвычайно вредным для юношества, т. к. оно может легко усвоить ложные понятия, предрассудки, привыкнуть к «раболепствованию» и праздности. Принципы домашнего воспитания Р. распространял и на шк. практику. В «Путешествии..» устами семинариста критиковал существовавшие в духовных уч. заведениях программы и методы обучения за следование схоластич. традиции, оторванность от потребностей общества, принуждение и зубрёжку. По Р., необходимо как можно меньше преподносить ученикам готовых правил, развивая у них способность рассуждать и делать умозаключения на основе чувственного опыта. Для этого в «Опыте о законодавстве» (1789). предлагал привлекать в качестве наставников «мудрых и знающих людей», усилить уважение в обществе к труду педагога. Фундаментом любого образования Р. считал родной язык; придавал совершенному владению языком исключительно важное значение для духовного развития личности. Настаивал на преподавании во всех уч. заведениях (в т. ч. духовных). на отеч. языке. Обосновывал необходимость самого основат. изучения родного языка, т. к. оно расширяет творческие возможности детей и помогает им в дальнейшем учении. Полное осуществление своей пед. программы Р. представлял только в отдалённом будущем. Вслед за энциклопедистами он считал основой деятельности и обществ, жизни людей их личную заинтересованность («корыстолюбие», «любо-честие»). Извращение этого принципа вследствие рабского положения крестьян в современной ему России морально разлагает людей, порождает лень, апатию («Беседа о том, что есть сын отечества», «Рассуждение о труде и праздности», 1789). Просвещённым, по мнению Р., будет только свободное общество, законы к-рого соответствуют принципу заинтересованности и не вступают в противоречие с общечеловеческой моралью. Эта мысль получила широкое распространение в России через кружок молодых писателей и учёных, объединившихся «под знаком Радищева», — «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801—25, первоначально входили И. М. Борн, А. X. Восто-ков, А. Е. Измайлов, И. П. Пнин, В. В. Попугаев и др.). Соч.: Поли, собр. соч., т. 1—3, М.-Л., 1938—52; Путешествие из Петербурга в Москву, М., 1987; Антология пед. мысли России XVIII в., М., 1985, с. 377—96 (библ.). Лит.: Макогоненко Г. П., А. Н. Радищев, М., 1952; Петровский А. В., А. Н. Радищев как психолог, в кн.: Очерки по истории рус. психологии, [под ред. М. В. Соколова], [М.], 1957; Кулакова Л. И., 3 а и а д о в В. А., А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарии, Л., 1974; Моряков В. И., Из истории эволюции общественно-полит. взглядов просветителей конца XVIII в.: Рейналь и Радищев, М., 1981. А. О. Толстихина.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|