РАДИЩЕВ

Александр Николаевич (1749—1802) — русский писатель, просветитель, философ, основоположник революционного направления в русской общественной мысли. Получил образование в Петербургском пажеском корпусе (1762—1766). Для получения юридического образования был отправлен в Лейпцигский ун-т (1766—1771), где занимался также естественными науками и медициной. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали сочинения французских просветителей (особенно К.А. Гельвеция) и русских просветителей (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). После возвращения в Россию был на государственной службе (1771 — 1790). За резкую критику самодержавия и крепостного права в книге Путешествие из Петербурга в Москву (СПб., 1790) был сослан Екатериной II в Сибирь. В 1797 при Павле I был возвращен из ссылки. После воцарения Александра I был определен на службу в Комиссию составления законов (1801 — 1802). Пытался, опираясь на теорию естественного права, проводить свои идеи ликвидации крепостнической системы и сословных привилегий. Потеряв всякую надежду на возможность их осуществления и оказавшись перед угрозой новой ссылки, ушел из жизни. Психологические идеи Р. изложены в Житии Федора Васильевича Ушакова (1789) и в философском трактате О человеке, его смертности и бессмертии (1792—1796), состоящем из 4-х книг. В первых двух книгах Р. дает материалистическую трактовку человеческой психики исходя из принципов материалистического монизма и детерминизма, две последующие книги содержат доводы Р. в пользу бессмертия души. Все душевные явления, по его мнению, есть свойства вещества чувствующего и мыслящего. Он полагал, что они совершаются в пространственных структурах, так как мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергает противопоставление психического физическому. В отличие от Гельвеция Р. отмечал качественные различия между мышлением и чувствованием, указывал на обусловленность умственных способностей особенностями темперамента, потребностей, нервного строения, раздражительности. В психической деятельности людей, по Р., важнейшую роль играют внешние воздействия: климат, обстоятельства жизни, мнения и предрассудки людей, система общественных отношений. Успешное развитие способностей людей он связывал в значительной степени с воздействием воспитания и социальной среды, с той социальной ролью, которую играет человек под влиянием обстоятельств жизни. Р. трактовал чувственное и рассудочное познание в их единстве и взаимосвязи, генетически осмысливая развитие одушевленности материи: раздраженность — чувственность — мысленность. Большую роль в развитии психики человека Р. отводил прямой походке и деятельности руки, считая, что эти отличия человека от животных способствовали развитию его изощренного зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что обеспечило возможность создания произведений искусства. Р. подчеркивал огромное значение речи в развитии человеческого мышления. Он дал развернутую психологическую характеристику основных этапов онтогенетического развития человека. По Р., существенными движущими силами поведения человека являются его потребности и страсти. В отличие от животных человеку свойственно высокое развитие соучаствования и подражательности. Изданы труды: Полное собрание сочинений , т. 1-3, 1938—1952; Избранные философские и общественно-политические произведения, 1952; Путешествие из Петербурга в Москву, М., 1987. В.В. Большакова

Просмотров: 1184
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Гармоничное развитие человека
  • Гармоничное развитие человека
  • Здоровый образ жизни человека
  • Качество жизни пожилых людей
  • НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • Общее развитие человека
  • Основные события в жизни человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • Продолжительность жизни человека
  • Психическое развитие человека
  • РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
  • РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)
  • РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802)
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Развитие социального поведения людей
  • Развитие человека
  • Развитие человека
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Физическое развитие человека
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь