|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
РАЧИНСКИЙ Сергей Александрович[2(14).5.1833, с. Татево Бельского уезда Смоленской губ., ныне Оленинского р-на Тверской обл., — 2(15).5.1902, там же], педагог-просветитель, деятель нар. образования. По окончании Моск. ун-та (1853). изучал естеств. науки в Берлинском и Йенском ун-тах (1856—58). В 1859 первым возглавил кафедру физиологии растений в Моск. ун-те (проф. ботаники, 1866). Публиковал в «Вестнике естеств. наук» (1855—60). и «Рус. вестнике» (1857—1901). науч. труды и очерки, популяризировавшие эволюц. учение Ч. Дарвина. Занимался переводами науч., уч. и худож. лит-ры; впервые перевёл на рус. язык труд Ч. Дарвина «О происхождении видов» (1864), на нем. язык — «Семейную хронику» С. Т. Аксакова (Лейпциг, 1858). Постоянный (с 1863). сотрудник журн. «Рус. архив», издаваемого П. И. Бартеневым. Участвовал в собраниях кружка молодых профессоров (С. М. Соловьёв, Б. Н. Чичерин, M. H. Капустин и др.). В результате разногласий в Совете ун-та из-за нарушений администрацией Устава в знак протеста подал в отставку (1868), переехал в родовое имение Татево. На свои средства построил в Татеве школу для крестьянских детей и общежитие при ней (1875), где поселился вместе с учениками и до конца работал учителем. На протяжении своей деятельности построил св. 20 нач. школ, 4 из к-рых содержал полностью. Как инспектор нар. школ и попечитель жен. уч-щ в Смоленской губ. (с 1885). занимался улучшением материального состояния школ и созданием ориг. системы обучения детей крестьянским ремёслам. Составил проект всеобщего нар. образования, принятый за основу шк. строительства в Смоленской губ. Р. попытался создать тип рус. нац. школы. Стремясь сблизить школу и семью на основе нар. религиозности, ратовал за передачу всего дела нач. образования в руки духовенства. Задачу нач. школы видел в формировании у детей целостного и гармонич. ного мировосприятия, основанного на нравств. идеалах православия. Школы Р. работали круглый год, в их программы входило изучение церк.-славянского и — параллельно — рус. языка, закона Бо-жия, церк. пение, чтение рус. писателей и нек-рых заруб. классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразоват. знаний (по физике, геометрии, географии, истории), черчение, музыка и рисование. Большое значение Р. придавал развитию мышления учащихся с помощью обучения родному языку (гл. обр. связной речи), устному счёту, решению арифметич. задач. Пытался устранить отрывочные знания, не связанные с осн. задачей обучения, в связи с чем отказался от объяснит, чтения, изучения новейшей рус. лит-ры. Работу школы Р. построил на принципе индивидуального воспитания; особое место отводил занятиям с одарёнными детьми, к-рые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счёт личных средств Р. Многие из них, пройдя спец. подготовку в Татевской школе, становились впоследствии учителями, из неё вышел художник-передвижник Н. П. Бог-данов-Бельский, известный своими просветит, идеями. Школа Р. являлась лабораторией шк. образования. Для обмена опытом в неё приезжали учителя со всей России. Переписка Р. с его учениками составила св. 100 томов (хранится в Рос. нац. б-ке). Татевская ср. школа работает в наст, время, при ней создан музей Р. Религ.-нравств. воспитание в школах Р. осуществлялось в тесной связи с эсте-тич. и трудовым. Организация быта, работа по самообслуживанию (на шк. огороде, цветнике, пасеке), занятия рукоделием были направлены на приобретение учащимися культуры с.-х. и домашнего труда. Весь уклад жизни школы, где старшие ученики помогали и заботились о младших, приближался к семейному. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физич. трудом, прогулками и отдыхом. В традицию Татевской школы вошли тщательно подготавливаемые дет. праздники: рождественская ёлка, праздник слав, письменности, к-рый проводился по окончании школы. Опыт работы своих школ Р. обобщил в кн. «Сельская школа», по выходе к-рой в 1891 был избран ч.-к. АН по отделению рус. словесности. Материалы, рассказывающие о достижениях этих школ, были представлены на Всерос. пром. и худож. выставке в Ниж. Новгороде (1896). и Всемирной парижской выставке (1900); по их образцу созданы мн. школы в России и две школы-интерната в Англии (Абботс-холмская, 1889, и Бидельская, 1892). Деятельность Татевской школы получила высокую оценку Л. Н. Толстого, И. С. Аксакова, царя Николая II и др. Среди учителей были популярны созданные Р. уч. пособия по математике «1001 задача для умственного счёта» (1892), «Геометрич. забавы» (1901). и др. Соч.: Письма к духовному юношеству о трезвости, М., 1899; «Absit omen». (По поводу преобразования ср. школы.), СПБ, 1901. Лит.: Полетаев Н. И., С. А. Рачин-ский и его примерная пед. деятельность, Оренбург, 1891; Каптерев П. Ф., Историярус. педагогики, П., 19152, с. 593—607; Розанов В., Сумерки просвещения, СПБ, 1899; Стрелкова Л. Ю., Нар. школа С. А. Рачинского, в сб.: С. А. Рачинский, Сел. школа, М., 1971; её же, С. А. Рачинский, СП, 1988, №5; Антюфеева И., Мне радостно и читать вас и издали любить.., «Прометей», 1980, № 12. Л. Ю. Стрелкова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|