РЁЗЕНЕР Фёдор Фёдорович

(1825, Петербург, — 25.8(6.9).1881, там же), педагог. Воспитывался в Гатчинском сиротском ин-те. По окончании юрид. ф-та Петерб. ун-та (1849). служил в военном ведомстве, в 1858 подал в отставку и посвятил себя пед. профессии.

В 1860—66 руководил Василеостров-ским бесплатным уч-щем для бедных детей в Петербурге, к-рое было открыто группой студенческой молодёжи. С приходом Р. пед. поиски учителей были поставлены на науч. основу, приобрели целенаправленный характер. Большую роль в жизни уч-ща стали играть еженедельные совещания педагогов, на к-рых они подводили итоги работы, обменивались опытом. Р. приобщил учителей к изучению истории педагогики и опыта др. школ, знакомил с идеями Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервега, новейшими достижениями европ. педагогики. В числе преподавателей уч-ща были известные впоследствии деятели образования — А. Я. Герд, Л. Н. Модза-левский, В. П. и А. Н. Острогорские, А. Н. Страннолюбский и др., отмечавшие существенную роль в их проф. становлении Р. и Василеостровского уч-ща, ставшего своеобразным пед. уч. заведением.

В основу работы Василеостровского уч-ща были положены принципы гумани-стич. педагогики: внимание к личности ребёнка, создание условий для её свободного развития, макс, удовлетворения дет. потребностей, склонностей и интересов. С целью разностороннего развития детей в уч. план были включены рисование, муз. занятия, физич. упражнения и игры, ручной труд. Устраивались познавательные прогулки на природе, посещение фабрик и ремесл. мастерских. Творческий элемент присутствовал и в уч. занятиях: наблюдение и опыты по естествознанию, самостоят. составление и разбор арифметич. задач, записывание образных и метких выражений из прочитанного и услышанного, пословиц и поговорок.

Р. и др. учителями созданы уч. книги, руководства, пед. труды, в т. ч. кн. для чтения «Что окружает нас» (18762), «Буквы-картинки» (1879), «Букварь» (1876, в соавт. с Е. С. Волковым), «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу» (1869), «Книжка для чтения при обучении грамоте» (1870).

Свои пед. идеи и опыт Р. активно пропагандировал в журн. «Детское чтение», «Женское образование», «Народное образование» и особенно в журн. «Учитель», где он сотрудничал в течение всего времени существования издания. В. П.

Острогорский был убеждён, что произв. Р. «останутся в ряду лучших страниц рус. пед. лит-ры». Р. был членом Пед. собраний, положивших начало деятельности Пед. об-ва (осн. в 1869), входил в К-т грамотности при Вольном экон. об-ве.

Р. явился одним из первых теоретиков и популяризаторов идей свободного воспитания, пытался дать этой системе науч. обоснование, опираясь на филос. и психол. данные, в т. ч. рассматривал значение привычки в воспитании, приёмы развития памяти и внимания. Позже эти вопросы получили основат. освещение в трудах К. Д. Ушинского.

В 1869 Об-вом для устройства в России земледельч. колоний и ремесл. приютов для малолетних преступников командирован за границу для ознакомления с опытом создания подобных учреждений. Подробный отчёт о работе европ. исправительных заведений был напечатан Р. в журн. «Вестник Европы» (1870).

В 1871—73 директор ремесл. приюта, деятельность Р. в к-ром, по свидетельству В. П. Острогорского, «доходила до самоотвержения»: он жил неразлучно со своими воспитанниками, был для них одновременно учителем, воспитателем, товарищем в труде, играх и прогулках, на свои средства покупал детям книги, лакомства, игрушки.

Оставив работу в приюте из-за отсутствия офиц. поддержки его системы воспитания, занимался лит. трудом. Незадолго до смерти был приглашён преподавать педагогику в Тверской жен. учительской семинарии П. П. Максимовича. Соч.: Явления шк. жизни (серия статей), «Учитель», 1866, № 7, 9—14.

Лит.: Острогорский В. П., Ф. Ф. Резенер. [Некролог], «Вестник Европы», 1881, №11; Сорокин В. М., Воспоминания старого студента (1858—1862), «Рус. старина», 1888, № 12; Канаев А. Н., Очерк жизни В С. Шпака, СПБ, 1891; Ермолини. К., Очерк жизни А. Я. Герда, СПБ, 1889; Б у и а -ков Н. Ф., Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, СПБ, 1909; Острогорский В. П., Из истории моего учительства, СПБ, 19142; Михайлова М. В, Рус. педагог-гуманист Ф. Ф. Резенер, «Свободное воспитание — Влади», «Пед. альманах», в. 4, М., 1993.

М. В. Михайлова

Просмотров: 740
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • ЖИЗНИ, ПЛАН
  • Жизни план
  • Жизнь, образ жизни
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • История развития социальной работы
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1803 или 1804 -1869)
  • ОТНОШЕНИЯ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ»
  • ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • РЕЗЕНЕР Фёдор Фёдорович (1825-1881)
  • СОЦИАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И ПОМОЩЬ ИМ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория свободного воспитания
  • УЧИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЧТЕНИЯ, РАССТРОЙСТВО, РАЗВИТИЯ
  • Чтения расстройство развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь