|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИвид дополнит. проф. образования, обновление и углубление полученных ранее проф. знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образоват.потребностей, связанных с проф. деятельностью. В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к сер. 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва адм и хоз руководителей Уч заведения П.к. вскоре стали действовать во мн отраслях х-ва, в их числе были 11 промакадемий (ев 3 тыс чел), Высшие экон.курсы и ф-ты особого назначения при вузах. Регулярное П.к. постепенно распространялось на многочисл. категории работников, в т.ч. врачей, учителей и др. В СССР с кон. 60-х гг. П.к. охватывало руководящих работников и специалистов промети, стр-ва, транспорта, связи и торговли В системе П.к. кадров создавались отраслевые и межотраслевые ин-ты, ф-ты и курсы На П.к. направлялись лица со средним, ср. спец. и высшим образованием. Срок обучения с отрывом от работы, как правило, 1—2 мес, без отрыва от работы — 3—6 мес, в зависимости от должностной категории С 1977 руководящие работники и специалисты нар. х-ва были обязаны проходить П.к. не реже одного раза в 6 лет. В кон. 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 ИПК и ин-тов усовершенствования, 188 их филиалов, в 560 ф-тов при вузах, ев 600 курсов при мин-вах, ведомствах, орг-циях и учреждениях В качестве перспективы рассматривалась задача создания единой гос. системы П.к. Ежегодно в системе П.к. обучалось ок 3 млн чел, в уч процессе было занято ев 60 тыс преподавателей, среди них 70% — специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития произ-ва, адм -командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы П.к. была излишне формализована и не всегда эффективна. Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образоват.потребностей Совр. система П.к. представляет собой совокупность уч заведений (подразделений) разл. органи-зац -правовых форм, а также органов управления ими, и — и учреждений и информац. служб, реализующих дополнительные проф. образоват.программы. Организац. -метод руководство и координацию деятельности уч заведений системы дополнит проф. образования осуществляет гос. к-т Рос. Федерации по высшему образованию Создан (1992) Координац совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов. В 1994 в системе дополнит проф. образования действовали 7 академий, 190 ИПК, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 ин-тов усовершенствования учителей и врачей, 297 ф-тов при вузах, более 140 разл. курсов и школ В уч заведениях занято ев 2 тыс штатных преподавателей (в т.ч. дера наук, профессора — 3%, доценты — 67%) и ев 27 тыс преподавателей на условиях почасовой оплаты труда. Осн. направлениями П.к. в отраслях экономики стали вопросы предпринимательства, менеджмента, бизнеса, приватизации, внешнеэкон.деятельности. В уч. процессе широко используются новые пед.и информац. технологии, проблемные лекции, деловые игры, разбор практич.ситуаций. Большое внимание уделяется экон, правовой, экологич.подготовке (к-рая связана с конкретными производств задачами), изучению достижений науки и техники, актуального опыта. Ежегодно в системе П.к. обучается ок 2 млн руководителей и специалистов. Подготовка и П.к. рабочих осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в у ч заведениях проф. -тех образования и на разл. курсах. В заруб. странах П.к. специалистов проводится, как правило, на базе вузов, в у ч подразделениях и на курсах, организуемых отд. фирмами. Определенную роль в организации П.к. специалистов играют также проф. ассоциации и т.п. В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием Основополагающие принципы этой системы сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность П.к. на протяжении всего периода пед.деятельности, согласованность и преемственность функционирования разл. звеньев системы П.к., опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образоват.системы, достижений пед.науки и актуального пед.опыта. Учителя, руководители школ и работники органов нар. образования проходят курсы П.к. при ИПК, ИУУ, пед.вузах, науч. -исследоват.учреждениях РАО Этими же учреждениями проводятся разл. тематич, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь, в т.ч. и в устранении недостатков в работе, выявившихся, напр. в ходе аттестации. Содержание П.к. на курсах дифференцируется с учетом пед.стажа, уровня подготовки учителей, типа образоват.учреждений, в к-ром они заняты Педагоги самостоятельно решают вопрос. о выборе тех или иных форм П.к. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться. Уч. -тематич планы и программы могут охватывать широкий круг вопросов психолого-пед.наук и методики преподавания отд. уч предметов Используются разл. формы и методы лекции, семинары, практикумы, посещение лучших школ, конференции по обмену опытом и т и Большое внимание уделяется активным методам занятий, проблемно-методологич. лекциям, в ходе к-рых рассматриваются разл. подходы к решению той или иной пед. задачи, демонстрируются результаты науч. исследований, методы их достижения. Одновременно слушателям даются задания для самостоят. проработки. В практику курсовой подготовки вошли методы игрового моделирования, анализ пед. и управленч. ситуаций, организац.-деятельностные и ролевые игры и т. п. Эффективность курсов анализируется в ходе зачётов и защиты рефератов. П. к. носит целостный и непрерывный характер. Курсовая подготовка неразрывно связана с коллективной метод. работой и самообразованием учителей в межкурсовой период. Непрерывность П. к. может обеспечиваться выполнением докурсовых и послекурсо-вых заданий, к-рые позволяют учителям активно связывать изучение теоретич. проблем с практич. деятельностью, а учреждениям — организаторам П. к. ориентировать самообразование педагогов. В межкурсовой период осн. формой П. к. учителей является методическая работа. Самообразование — естеств. потребность учителя, обусловленная самой спецификой пед. труда, и призванная обеспечить непрерывность проф. совершенствования. ИПК, ИУУ могут разрабатывать ориентировочные программы самообразования для учителей разл. специальностей. ИУУ и др. учреждения метод. службы направляют самообразование учителей через докурсовые и послекурсовые задания, рекомендации. В помощь самообразованию учителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, обзоры новых книг и журнальных публикаций, составляются реко-мендат. указатели лит-ры. Педагоги получают возможность изучить актуальный опыт педагогический, участвовать в опытно-эксперим. работе, привести анализ собств. пед. деятельности. Непосредств. организация П. к. пед. работников возложена на ИПК и институты усовершенствования учителей. Лит.: Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР, М., 1975; Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы, М., 1986. П. В. Худоминский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|