ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич

[25.1(6.2). 1840, Петербург, — 2(15).10.1917, там же], педагог, дет. писатель, журналист. Окончил 2-й кадетский корпус (1858) и Михайловскую артиллерийскую академию (1861) в Петербурге. В период обучения в академии преподавал в Василеостровском бесплатном уч-ще для бедных детей, где сотрудничал с Ф. Ф. Резенером, В. П. Острогорским, А. Н. Страннолюбским и др. В 1861- 1906 работал в уч. заведениях воен. ведомства: учитель и воспитатель во 2-й воен. гимназии, Пажеском корпусе. Директор и преподаватель математики в учительской семинарии в Москве (1877- 1882), руководитель и лектор отделения психол.-пед. дисциплин на курсах при Пед. музее воен.-уч. заведений.

Лит. деятельность начал в кон. 50-х — нач. 60-х гг. в журн. «Искра», «Современник». В пед. журналах («Учитель», «Чтение для юношества», «Образование») публиковал статьи, посвящённые разл. сторонам шк. дела, в т. ч. «Образцовый учитель» (1866), «Характеристика учеников» (1867), «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869) и др. В 1869—77 редактор журн. «Дет. чтение», для к-рого писал науч.-популярные статьи и худож. произв., гл. обр. рассказы о явлениях природы, мире животных, а также биографич. жанра. Позже произв. О. для детей были объединены в сборники, выдержавшие неоднократные переиздания: «На досуге, этюды по естествознанию» (1864—65), «Среди природы» (1874), «В своём кругу» (1875), «По белу свету» и «У рабочих людей» (обе 1876).

В 1883—1910 редактор журн. «Пед. сборник», издававшегося Гл. управлением воен.-уч. заведений. Во время работы О. к сотрудничеству в журнале были привлечены изв. педагоги, психологи, врачи (В. И. Водовозов, П. Ф. Кап-терев, А. П. Флёров, А. С. Вирениус и др.), что способствовало его преобразованию в крупный орган обществ.-пед. мысли. Там же были напечатаны программные работы О. «По вопросу о нравственности» (1887), «Справедливость в школьной жизни» (1888), «Образование и воспитание» (1897). Мн. статьи О. 80- 90-х гг. вошли в сб. «Пед. экскурсии в область лит-ры» (1897). Особое место заняли его публикации по методике преподавания: «Постройки из кубиков, брусков и дощечек арифметич. ящика» (1877), «Материалы по методике геометрии» (1884).

Важным направлением деятельности О. стало обобщение достижений новейшей рус. педагогики. Составил и издал «Пед. хрестоматию» (1907) с целью познакомить учителей и родителей с «заветными мыслями» Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, Кап-терева, а также их ближайших предшественников, начиная с В. Г. Белинского. О. собрал воедино и опубликовал, снабдив биографией автора, подготовленные Ушинским материалы для 3-го тома «Пед. антропологии» («Собрание неизданных сочинений» К. Д. Ушинского, 1908).

Пед. взгляды О. формировались под влиянием Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского. Позднее ему была близка пед. позиция Н. И.

Пирогова, что получило отражение в кн. «Н. И. Пирогов и его пед. заветы» (1914). В последние годы жизни О. готовил к изданию кн. «Наследие Пирогова» (одна из глав — «Наука и воспитание» — напечатана в «Пед. сборнике», 1916, № 1).

Определяя пед. задачи школы, О. подчеркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной, полноценной жизни в обществе В концепции существенно различение понятий воспитания, формирующего убеждения и характер человека, и образования, призванного давать знания, кругозор, развивать умственные силы Вслед за Пироговым О. утверждал, что истинное знание предмета непременно оказывает влияние на духовное становление человека. Нравств. совершенствование во многом определяется умственным развитием человека, а духовные ориентиры дает христ. этика. При этом О. подчеркивал важное значение для ребенка эмоционального восприятия мира, в связи с чем гл. место в его трудах занимают проблемы влияния личности учителя на воспитанника Учителю, по мысли О, непременно нужно сделаться воспитателем, т. к школа оказывает пед. воздействие всем строем жизни: совместным трудом, товариществом, личной ответственностью ребенка, не смягчаемой семейными отношениями. Путь к самооценке, к осознанию воспитанником своего человеческого достоинства лежит через авторитет учителя, к-рый он завоевывает всем своим нравств. и интеллектуальным обликом. Для характеристики этич. принципов шк жизни О использовал категорию справедливости, понимавшейся им как система общения воспитанников с лучшими представителями образованного поколения. «Внутренняя» справедливость (в отличие от внешней, руководствующейся формальными критериями) считается с побуждениями, наклонностями и привычками ребенка, взвешивает прошлое в его поведении и определяет необходимые меры, заглядывая в будущее.

Дидактич. идеи О. направлены на формирование способностей к логич. мышлению, владению вниманием и волей, анализу жизненных явлений и фактов. О подчеркивал нецелесообразность ориентации шк. программ на «среднего» ученика: «Отсутствие мысли в преподавании, вызываемое боязнью дать работу не по плечу слабым ученикам, сообщают урокам какую-то вялость, бесцветность Не знаю, многое ли от этого выигрывают слабые, но сильные теряют много» (Пед. сборник, 1917, № 12, с. 168).

Гл. условием реализации своей пед. программы О. считал основательную проф. подготовку учителя. Компоненты пед. образования — психология, педагогика, спец. дисциплины — должны, по О., составлять единое целое. Развивая характерную для отеч. педагогики 2-й пол. 19 в. идею гражд. ответственности учителя, О. связывал с ней перспективу сближения образоват. и воспитат. сторон шк. дела.

Соч. Образование и воспитание, СПБ, 1897, Семейные отношения и их воспитательное значение, в кн. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 2, СПБ, 1898, Биб-лиографич. указатель материалов по истории рус. школы, СПБ, 1899—1900, Об отношении семьи к школе, в кн Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 22, СПБ, 1900, Дет альманах, СПБ, Избр пед.сочинения, M, 1985 (библ)

Лит Греков Ф В, Ладнов Ф К, Ист. очерк учительской семинарии воен ведомства, M, 1905, КаптеревП Ф, А Н Острогорский «Н И Пирогов и его пед.заветы», «Пед.сборник», 1915, № 2, Д с м-ков M И., Русская педагогика в главнейших ее представителях, M, Памяти А Н Острогорского, «Пед.сборник», 1917, № 12, Симонов И С, «Пед.сборник»за50лет 1864—1914, П, 1914, его же, Жизнь и труды А Н Острогорского, П, 1918; Г p у з-д с в II Н, Русские пед.журналы до революции, СП, 1945, №7, Лебедев II А, А Н Острогорский, в кн. Антология пед. мысли России второй пол XIX — нач. XX вв, M, 1990 II А Лебедев

 

Просмотров: 1626
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВОСПИТАНИЕ В ЖИЗНИ
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • Воспитание лидеров движения за здоровый образ жизни
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич (1840-1917)
  • Основные события в жизни человека
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Продолжительность жизни человека
  • РЕФЕРАТИВНЫЙ СБОРНИК
  • СБОРНИК
  • СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
  • СБОРНИК ТЕЗИСОВ (выступлений, докладов)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Сборник
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь