|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХнаправление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образоват. потребностей лиц, занятых самостоятельной проф. деятельностью. С учётом образоват. интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализиров. учреждений общего и проф. образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п. Необходимость О. в. обусловлена динамикой социального и науч.-техн. прогресса, переменами в содержании и характере труда и обществ. деятельности людей, увеличением свободного времени и, т. о., возможностей его рационального использования. В совр. Рос. Федерации значение О. в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения Значит. числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением мн. граждан в обществ.-полит. жизнь, начавшимся во 2-й пол. 80-х гг. в условиях демократизации. Исторически зарождение О. в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразоват. и начальных проф. знаний, адаптироваться к менявшимся условиям жизни, повысить уровень культуры. Совр. О. в. в возрастающей степени ориентируется на удовлетворение индивидуальных образоват. интересов личности. С сер. 20 в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. В О. в. преобладает обучение в свободное от работы время. Как повышение квалификации оно осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателей (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием. В России предпосылки для развития О. в. возникли в 60—70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ, в т. ч. в С. Петербурге, Москве, Харькове (школа X. Д. Алчевской), Екатеринославе и др. городах. В кон. 19 в. появились технические школы; их создавало Русское техническое общество (осн. в 1866); в работе об-ва принимали участие: E. Н. Андреев, В. П. Вахтеров, Н. А. Рубакин, В. В. Кайданов и др. известные педагоги. Школы РТО делились на низшие технические, средние технические, ремесленные. В нач. 20 в. в России было ок. 60 техн. школ. РТО открывало также общеобразоват. и проф. курсы для рабочих. Повышенный уровень общего образования давали немногочисл. нар. университеты. Среди них выделялся созданный в 1908 Шанявского университет. Действовали также нар. б-ки, читальни и нар. дома. Охват населения России этими учреждениями не был значительным и заметного влияния на образованность и грамотность населения России они не могли оказать (см. также Внешкольное образование). После Окт. революции 1917 важнейшей задачей О. в. стала ликвидация неграмотности. Др. стороной О. в. стала культ.-просвет. работа. Для её организации в городах создавались профилиров. учреждения: рабочие клубы, б-ки, нар. театры и т. п., на селе — изба-читальня (разновидности её — красная юрта, красная яранга и т. п. передвижные культурно-образоват. пункты); в адм. центрах предполагались комплексные клубные учреждения — нар. дома (охватывали б-ку, школу взрослых, само-деят. творческие коллективы и др.). В полном объеме эти планы не были реализованы гл. обр. из-за материальных трудностей. В сов. пед. теории 20—30-х гг. О. в. по установившейся ещё до революции традиции трактовалось как часть внешк. образования. Постепенно это название было вытеснено др. терминами: «полит.-просвет. работа», а позже «культ.-просвет. работа», к-рые точнее отражали её содержание и направленность. В 1919 на 1-м Всерос. съезде по внешк. образованию были одобрены единые принципы просветит. работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О. в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские и др. обществ. орг-ции; в Наркомпросе РСФСР и в местных органах нар. образования были созданы специальные, т. н. внешкольные, отделы для руководства О. в. (см. Главполитпросвет). Подобные подразделения сформировались и в органах управления образованием др. союзных республик. В 20-х гг. сеть собственно школ взрослых объединяла в свою очередь школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа. Перед школами ставилась задача подготовить слушателей к дальнейшему самообразованию и поступлению в уч. заведения. В вечернюю школу взрослых повышенного типа принимались лица, достигшие 17 лет, умевшие бегло читать, писать, знающие арифметику в объёме общеобразоват. школы 1 ступени (срок обучения был 2 или 3 года). Кроме общеобразовательных преподавались спец. предметы, определявшиеся индустриальным или с.-х. уклоном школы. Такое содержание образования имело целью помочь учащимся в осмыслении своего труда. Уч. планы и программы всех типов школ взрослых обеспечивали преемственность между ними. Выпускники 2-летних школ повышенного типа имели такие же права, как и выпускники 7-летних, а окончившие 3-летние школы взрослых повышенного типа имели право после сдачи вступит, экзаменов — поступать в высш. уч. заведения. По мере повышения уровня грамотности населения школы грамоты преобразовывались в школы 1 ступени, школы 1 ступени — в школы повышенного типа. До сер. 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабфаки (3—4 г. обучения). В сер. 20-х гг. выпускники рабфаков и вечерних школ взрослых повышенного типа составляли Значит. часть всех студентов сов. вузов. С сер. 20-х гг. возникли формы О. в., призванные обеспечить разл. образоват. запросы и возможности учёбы; среди них — рабочие ун-ты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 осуществлена реорганизация т. н. рабочего образования: созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т. н. производств.-поли-техн. курсы и рабочие техн. школы (общее образование в объёме 7 классов и техн. подготовка). Рабочие ун-ты были преобразованы в техникумы. В сел. местности организовывались комбинаты сов-хозно-колх. образования. В связи с возраставшей потребностью в специалистах и квалифициров. рабочих и трудностями решения проблем О. в. в сложившейся сети уч. заведений в нач. 30-х гг. расширялись масштабы заочного обучения. В 1936 проведена унификация вечерних школ взрослых и определены 2 типа этих школ — неполная ср. школа взрослых (на базе нач. школы; срок обучения 3 г.) и полная ср. школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 г.). Уч. план школ был рассчитан на занятия без отрыва от работы в течение 9 мес по 18 ч в неделю в городах и 6,5 мес по 30 ч в неделю в сел. местности. К кон. 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О. в. Рабфаки в 1940 ликвидированы. Для руководства школами взрослых созданы спец. управления образования взрослых в наркомпросах и отделы в местных органах нар. образования. В 1930—41 Наркомпрос. РСФСР выпускал журн. «Школа взрослых» (название изменялось); издавались также учебники и метод. руководства для учащихся и учителей. По мере распространения всеобщего обучения учреждения О. в. в возрастающей степени интегрировались в единой системе образования страны. См. также Вечерние школы, Вечернее обучение, Заочное обучение. Культурно-образоват. функции выполняли также создававшиеся с 1930 Дома культуры (городские, сельские, районные), основой к-рых была самодеятельность населения. Усилившаяся в 30-х гг. регламентация обществ. жизни ограничивала в работе этих учреждений возможности самодеят. начал и постепенно ликвидировала их. С кон. 30-х гг. в системе О. в. усилилась политизированная парт, пропаганда [массовое изучение «Краткого курса» истории ВКП(б) и т. п.]. В 1945 система учреждений О. в. была переориентирована на науч.-просвет. и культурно-воспитат. задачи. С этой целью было организовано (1947) Всес. об-во по распространению полит. и науч. знаний (с 1962 об-во «Знание»). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, в работе к-рых осн. место заняли лекции в массовой аудитории, занятия в коллективах худож. самодеятельности, в кружках по интересам (см. Досуг). Возникли многочисл. народные университеты. Из общей системы клубных учреждений выделились дет. внешк. учреждения (см. Внешкольная работа), б-ки и др. Более широкое, чем в 30-х гг., распространение получило повышение квалификации работников (ранее сисТематич. повышением квалификации были охвачены только работники просвещения и здравоохранения — в ин-тах усовершенствования учителей и врачей). В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям, а также целевого назначения. В кон. 60-х гг. начала разворачиваться сеть специализиров. отраслевых и межотраслевых ин-тов повышения квалификации специалистов (ИПК), ф-тов (ФПК) или соответствующих отделений при вузах, курсов при предприятиях, учреждениях и уч. заведениях. См. также Повышение квалификации. К нач. 80-х гг. культ.-просвет. работа в трудах нек-рых теоретиков стала переосмысливаться как специфич. вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. Значит. роль в О. в. играют добровольные науч. и проф. обществ. орг-ции. ВО. в. зарубежных стран гл. роль играют вузы, средние и проф. уч. заведения, курсы, нар. ун-ты и центры образования, нац. культурные центры и т. п., в к-рых люди, имеющие неполное среднее или ср. образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразоват. или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить проф. квалификацию. Эти учреждения оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс ср. школы или к приёмным экзаменам в ср. проф. и высшие уч. заведения. Обучающиеся занимаются, как правило, в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы, гл. обр. для сел. жителей, интернатного типа, с отрывом от работы (full-time education). Все эти учреждения не дают своим выпускникам формальных прав. В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, разл. обществ. и частных орг-ций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в ср. общеобразоват. и проф. школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о ср. или высш. образовании. Значит. масштабы при помощи телевидения приобрело т. н. образование для досуга. Во мн. странах Азии, Африки и Лат. Америки осн. роль в О. в. играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практич. обучением для получения специальности. В нек-рых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создаётся сеть гос. нач. школ для взрослых, а также техн. школ. В нек-рых ср. уч. заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или ср. образование. Этим странам оказывает помощь ЮНЕСКО. Педагогика взрослых — отрасль пед. науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в раз л. организац. формах, в к-рых осуществляется целенаправленная пед. деятельность. Во мн. заруб. странах педагогику взрослых называют андрагогикой. К сфере педагогики взрослых относится прежде всего деятельность гос. и обществ. учреждений, специально предназначенных для О. в. (вечерние школы, ср. спец. и высшие уч. заведения, учреждения системы повышения квалификации, нар. ун-ты, курсы). К сфере педагогики взрослых относится также деятельность учреждений, ведущих работу по распространению полит., науч. и худож. знаний. Важной пед. задачей остаётся разработка принципов выбора лит-ры для самообразования, рациональных методов и приёмов самообразования и его эффективной организации. Теоретич. положения и практич. рекомендации, разрабатываемые педагогикой взрослых, используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и др. учреждений. Отд. стороны их деятельности могут быть сферой исследований и педагогики взрослых. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в её пределах прежде всего проблем общего и дополнит, образования взрослых, досуга и нек-рых др. Исследования по этой проблематике ведут учреждения разл. профиля: пед., социологич., психол., мед., культуры и др. В Рос. Федерации ведущее науч. учреждение по О. в. — НИИ образования взрослых РАО (С.-Петербург). А. В. Дорийский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|