|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
НЕВРОЗЫ у детейгруппа функциональных нервно-психич. расстройств, проявляющихся в специфич. симптомах при отсутствии грубых органич. изменений нервной системы. В совр. психиатрии Н. относят не к собственно психич. заболеваниям, а к «пограничным» расстройствам. Причиной Н. является невротич. конфликт — нарушение значимых жизненных отношений ребёнка (напр., хро-нич. фрустрация социальных потребностей). Он активизируется в психотравми-рующих ситуациях. Н. всегда психогенен, т.е. вызывается психич. травмой, к-рая впоследствии отражается в клинич. картине H в переживаниях ребенка, его сновидениях, интересах и т. д. С течением времени психич. травма становится менее значимой и H., как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим H, свойственны понижение настроения, расстройство сна и аппетита (эти три компонента могут быть выражены в разл. степени, но без них H практически не встречаются). Выделяют три осн. формы H.: астенический, истерический и H. навязчивых состояний (Все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте) Астенич H. (неврастения) возникает в результате острой психич. травмы либо хронич травмирующей ситуации (напр., переутомление от многочисленных занятий). Чаще всего встречается в ст шк возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой. У детей мл. возраста астенич. реакции могут появиться на фоне общей соматич. слабости, напр. после перенесенных инфекций. Астенич H., сопровождаясь физич. истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемости Истерич H. обычно появляется при психич. травме шокового характера. Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под разл. заболевания: параличи, разл. припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерич глухота, слепота и т. д. ). Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность. Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства. Истерич. H. встречается гл. обр. у девочек, может появиться уже в раннем возрасте. После 16—20 лет встречается реже — наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализиров форм поведения. H. навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронич. травматизации психики, особенно при длительном конфликте морально допустимого и желаемого. Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе. Его симптомы — навязчивые мысли, страхи, движения и компульсии, от к-рых ребенок страдает и стремится избавиться. Одна из форм таких расстройств — детские страхи. Психич. травма в дет. возрасте может вызвать невротич. недержание мочи и кала, невротич. заикание и др. Наиб. распространенные системные H. — невротич. тики. Они возникают, как правило, в дошк. и мл. шк. возрасте и наряду с др. симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротич. моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т.п.), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психич. травме, а также при волнении и тревоге. В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротич. реакцию (длится от неск минут до неск суток), невротич. состояние (от неск недель до неск месяцев) и невротич. развитие личности, к-рое тянется годами, постепенно деформируя личность. H — социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми Поэтому основа их профилактики — поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение пед.такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Решающая роль при этом принадлежит педагогам, т.к. их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротич. реакции (см Дидак-тогении) либо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психич. травмы. H. в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротич. развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно (гл. обр. транквилизаторами). Комплексная терапия H. проводится обычно амбулаторно, лишь в нек-рых случаях детей, страдающих H, госпитализируют в дет психоневрологич.санатории и больницы. H. следует отличать от многочисленных неврозоподобных расстройств, вызываемых органич поражением головного мозга, соматогенной астенией и др. биол.вредностями. Чем выше самоконтроль, тем слабее выявляются неврозоподобные расстройства и сильнее H. Лит ЗачепицкийР А, Яковлев а Е К, Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов, Л, 1960, Г а р б у зовВ И, ЗахаровА И, Исаев Д H, Неврозы у детей и их лечение, Л, 1977, Файнберге Г, Предупреждение невро зов у детей, M, 1978, ЗахаровА И, Нев розы у детей и подростков, Л, 1988, Буянов M И, Системные психоневрологич.расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов), M 1994 M И Буянов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|