|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
МОРЕНО Якоб Леви(20.5.1892, Бухарест, — 14.5.1974, Бикон-Хилл, шт. Нью-Йорк, США), социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину; прошёл курс психоаналитич. подготовки под руководством 3. Фрейда. Работал в психиатрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927); основатель (1936) и гл. врач (до 1968) клиники в Би-кон-Хилле (ныне санаторий Морено); основатель журн. «Sociometry» («Социометрия», 1937), «International Journal of Sociometry» («Междунар. журн. социометрии», 1956), Ин-та социометрии и психодрамы (1940; ц Ин-т Морено), проф. (1951—66) Нью-Йоркского ун-та. Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, изучал взаимоотношения людей в группах. По М., для каждого объединения людей характерна внутр. неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. Для исследования этой структуры М. разработал спец. тест, состоящий из ряда прямых вопросов типа «С кем бы (из членов группы) ты хотел (вместе решать одну задачу, проводить свободное время и т. п.)?» Полученные ответы позволяют обнаружить подчас неявные эмоциональные связи между людьми, а также зафиксировать их в виде количеств, показателей и графич. схем (т. н. социограмма). М. считал, что душевная гармония человека является производной от его положения в группе, в системе межиндивидуальных влечений, симпатий и антипатий. С целью устранения внутр. психич. дискомфорта М. в созданном им в 20-е гг. «терапевтическом театре» предложил методы социодрамы и психодрамы: облегчение достигалось благодаря воспроизведению на сцене (индивидуально или в группе) определённых психич. состояний. Предложенные М. методы продемонстрировали достаточно высокую эффективность при лечении неврозов, смягчении конфликтов и нормализации социально-психол. климата, повышении производительности труда. В пед. процессе социометрич. методика используется для анализа и оптимизации межличностных отношений учащихся. Соответствующая конкретным условиям адаптация метода М., его использование и упрощённая интерпретация практически легко осуществимы и, как правило, воспринимаются детьми и подростками с интересом, а его результаты позволяют педагогу успешно решать мн. организац. и воспитат. проблемы. Игры-драматизации, построенные по принципу психодрамы, широко используются в психотерапии разл. эмоционально-волевых нарушений в дет. и подростковом возрасте. Попытки М. вывести на основе своего метода широкие социальные обобщения и рецепты «оздоровления» общества в психол. и социологич. лит-ре оцениваются весьма критически. Соч.: Sociometry and the cultural Order, [N. Y.], 1943; Sociodrama. a method for the analysis of social conflict, N. Y., [1944]; Who shall survive?, Beacon Hill (№. Y.). ; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Sociometry reader, N. Y., 1960 (соавт., соред.): Psychodrama. v. 1 — 3, N. Y. 1959—69; в рус. пер. — Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. ЛитДесев. Л., Психология малых групп, пер. с болг., М., 1979.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|