ЛИВИЯ

Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, гос-во в Сев. Африке. Пл. 1759,5 тыс. км2. Нас. 4,3 млн. чел. (1989, оценка). Офиц. яз. — арабский. Столица — Триполи.

В период тур. господства (16 в. — 1912) осн. уч. заведениями в Л. были корани-ческие школы. В крупных городах существовало неск. гос. элементарных школ, где обучали основам ислама, письму и счёту. В период итал. господства (1912—43) было открыто 70 нач. школ, где обучение велось на итал. яз., по итал. учебникам и программам. Продолжали действовать и прежние арабские школы. Первая ср. школа была открыта в 1947. В 1950 в Л. было 45 тыс. уч-ся, из к-рых 42 тыс. обучалось в нач. школе.

После провозглашения независимости (1951) была расширена сеть нач. школ и уч. заведений, в 1955 открыт ун-т в Бенгази с преподаванием на араб. яз. С 1957 начали работать 3-летние курсы по ликвидации неграмотности взрослого населения. С 1953 по 1959 число учащихся нач. и ср. школ удвоилось. В 1959/60 уч. г. всеми видами обучения было охвачено 152 тыс. чел., из них 92% — 6-летними нач. школами, 5% — 3-летними промежуточными, 1% — 3-летними ср., менее 2% — проф. (в т. ч. пед.). В 1954 более 87% взрослого населения оставалось неграмотным, перед сентябрьской революцией 1969 — ок. 75%; среди женщин процент неграмотности достигал 96%.

После провозглашения республики (1969) было введено обязат. нач. образование. С 1973 образование на всех ступенях стало бесплатным и обязательным в течение 9 лет (с 6 до 15 лет). Установлена совр. структура образования: дошк. учреждения, 6-летняя нач. школа, 3-летняя подготовит, школа (в ней учащиеся получают неполное среднее образование), 3-летняя средняя, проф.-тех. и ср. тех. уч. заведения, вузы. Гос-во создаёт бесплатные школы, ин-ты, ун-ты и образоват.-культурные центры. Допускается создание частных школ, работа к-рых контролируется гос. вом. В сер. 80-х гг. нач. и ср. школой было охвачено 67% детей соответствующего возраста. В 1985 33% взрослого населения было неграмотным.

Управление уч. заведениями осуществляет Нар. комитет по делам образования и науч. исследований. Во 2-й пол. 80-х гг. расходы на образование в Л. составляли 7,5% ВНП ежегодно.

Дошк. учреждения для детей от 3 до 5 лет не являются обязательными. В 1985 было 78 дет. садов (частных и гос.), в к-рых работало св. 1 тыс. воспитателей, воспитывалось 15,1 тыс. детей. В нач. 80-х гг. дет. сады стали создаваться при проф. центрах, в к-рых женщин обучают грамоте, профессиям, основам санитарии и гигиены.

6-летней нач. школой охвачены практически все дети соответств. возраста. Число девочек — учащихся нач. школы повысилось с 31,5% в 1969 до 46% в 1985. В 1987/88 уч. г. в стране было св. 29 тыс. нач. классов с 974,2 тыс. уч-ся, 41,5 тыс. учителей. В программу нач. школы входят ислам (10% от всего уч. времени), араб. яз. (32%), математика (20%), естествознание и гигиена, история, география, планы нац. развития (в 6-м кл.), физкультура, худож. воспитание, с. х-во для мальчиков, домоводство для девочек, пение и музыка.

Ср. школа — 6-летняя, состоит из 2 циклов (по 3 года обучения): 1-й (подготовительный) обязателен, 2-й даёт полное ср. образование. В 1987/88 уч. г. в ср. школах (неполных и полных) обучалось 389,5 тыс. уч-ся. Программа обучения в неполной ср. школе включает ислам, араб. яз. и лит-ру, планы нац. развития (в 9-м кл.), англ. яз., математику, естествознание и гигиену, социальные науки, (история, география и граждановедение), иск-во, физкультуру, пение и музыку, практич. подготовку (ремёсла и с. х-во для юношей, домоводство для девушек).

В полной ср. школе в 10-м кл. все учащиеся занимаются по единойуч. программе, учащиеся 11—12-го кл. распределяются по отделениям — гуманитарное (изучают географию и историю, введение в социологию и введение в философию, пение и музыку, рисование) и естеств.-математическое (математику и механику, физику, химию и естеств. историю).

Проф. подготовка осуществляется (с 1969) в проф., проф.-тех. уч-щах в течение 3 лет на базе нач. школы, а также в ср. спец. уч. заведениях в течение 3 или 4 лет на базе подготовит, цикла ср. школы. В 1985/86 уч. г. в системе проф. подготовки обучалось более 27 тыс. уч-ся; действовало св. 20 уч. заведений (в 1975 — 12).

Высш. образование дают ун-ты и ин-ты. В 1973 Ливийский ун-т в Бенгази был разделён на 2 самостоят. ун-та (в Триполи и Бенгази). В кон. 80-х гг. в стране имелось 5 ун-тов: аль-Фатах в Триполи (9 ф-тов, в 1989 — 24 тыс. студентов); ун-т в г. Себха (осн. в 1983; 2 тыс. студентов); Ун-т Гаръюнис в Бенгази (9 ф-тов; 9,4 тыс. студентов; филиал — в г. Эль-Бейда); Технол. ун-т «Брайт стар» в г. Марса-эль-Брега (осн. в 1981; 700 студентов); Мед. ун-т в Бенгази (осн. в 1970). Обучение в ун-тах осуществляется на араб. и англ. языках, срок обучения 4—6 лет. Имеются: ин-ты -связи (1963), технол. (1976), электроники, банковского дела — все в Триполи, нефтяной пром-сти в Тобруке, электроники в Бени-Валиде и Хуне, технологические в Бени-Валиде и Браке, худож. ремесл. колледж в Триполи и др. В 1988 в вузах Л. обучалось св. 40 тыс. студентов.

В системе образования взрослых в нач. 70-х гг. принята спец. программа по ликвидации неграмотности. Наряду с государственными есть частные школы и курсы для взрослых. Учителя для нач. школ готовятся на базе подготовит, ср. школы в течение 2 или 4 лет (в нач. 90-х гг. ежегодно — 30,5 тыс. уч ся), для ср. школы — в ун-тах (4 года). Пед. исследования ведутся в Центре пед. исследований и документации в Триполи.

Лит. — Фатис В. Л., Ливия, М., 1982; Л аврентьев С. А., Ливийская Джа-махирия: годы перемен, М., 1983.

В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 631
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • Авторские школы
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • КАЗАЧЬИ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОТ ШКОЛЫ, ОТКАЗ
  • От школы отказ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ПРОРОКОВ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь