|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЛИВИЯСоциалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, гос-во в Сев. Африке. Пл. 1759,5 тыс. км2. Нас. 4,3 млн. чел. (1989, оценка). Офиц. яз. — арабский. Столица — Триполи. В период тур. господства (16 в. — 1912) осн. уч. заведениями в Л. были корани-ческие школы. В крупных городах существовало неск. гос. элементарных школ, где обучали основам ислама, письму и счёту. В период итал. господства (1912—43) было открыто 70 нач. школ, где обучение велось на итал. яз., по итал. учебникам и программам. Продолжали действовать и прежние арабские школы. Первая ср. школа была открыта в 1947. В 1950 в Л. было 45 тыс. уч-ся, из к-рых 42 тыс. обучалось в нач. школе. После провозглашения независимости (1951) была расширена сеть нач. школ и уч. заведений, в 1955 открыт ун-т в Бенгази с преподаванием на араб. яз. С 1957 начали работать 3-летние курсы по ликвидации неграмотности взрослого населения. С 1953 по 1959 число учащихся нач. и ср. школ удвоилось. В 1959/60 уч. г. всеми видами обучения было охвачено 152 тыс. чел., из них 92% — 6-летними нач. школами, 5% — 3-летними промежуточными, 1% — 3-летними ср., менее 2% — проф. (в т. ч. пед.). В 1954 более 87% взрослого населения оставалось неграмотным, перед сентябрьской революцией 1969 — ок. 75%; среди женщин процент неграмотности достигал 96%. После провозглашения республики (1969) было введено обязат. нач. образование. С 1973 образование на всех ступенях стало бесплатным и обязательным в течение 9 лет (с 6 до 15 лет). Установлена совр. структура образования: дошк. учреждения, 6-летняя нач. школа, 3-летняя подготовит, школа (в ней учащиеся получают неполное среднее образование), 3-летняя средняя, проф.-тех. и ср. тех. уч. заведения, вузы. Гос-во создаёт бесплатные школы, ин-ты, ун-ты и образоват.-культурные центры. Допускается создание частных школ, работа к-рых контролируется гос. вом. В сер. 80-х гг. нач. и ср. школой было охвачено 67% детей соответствующего возраста. В 1985 33% взрослого населения было неграмотным. Управление уч. заведениями осуществляет Нар. комитет по делам образования и науч. исследований. Во 2-й пол. 80-х гг. расходы на образование в Л. составляли 7,5% ВНП ежегодно. Дошк. учреждения для детей от 3 до 5 лет не являются обязательными. В 1985 было 78 дет. садов (частных и гос.), в к-рых работало св. 1 тыс. воспитателей, воспитывалось 15,1 тыс. детей. В нач. 80-х гг. дет. сады стали создаваться при проф. центрах, в к-рых женщин обучают грамоте, профессиям, основам санитарии и гигиены. 6-летней нач. школой охвачены практически все дети соответств. возраста. Число девочек — учащихся нач. школы повысилось с 31,5% в 1969 до 46% в 1985. В 1987/88 уч. г. в стране было св. 29 тыс. нач. классов с 974,2 тыс. уч-ся, 41,5 тыс. учителей. В программу нач. школы входят ислам (10% от всего уч. времени), араб. яз. (32%), математика (20%), естествознание и гигиена, история, география, планы нац. развития (в 6-м кл.), физкультура, худож. воспитание, с. х-во для мальчиков, домоводство для девочек, пение и музыка. Ср. школа — 6-летняя, состоит из 2 циклов (по 3 года обучения): 1-й (подготовительный) обязателен, 2-й даёт полное ср. образование. В 1987/88 уч. г. в ср. школах (неполных и полных) обучалось 389,5 тыс. уч-ся. Программа обучения в неполной ср. школе включает ислам, араб. яз. и лит-ру, планы нац. развития (в 9-м кл.), англ. яз., математику, естествознание и гигиену, социальные науки, (история, география и граждановедение), иск-во, физкультуру, пение и музыку, практич. подготовку (ремёсла и с. х-во для юношей, домоводство для девушек). В полной ср. школе в 10-м кл. все учащиеся занимаются по единойуч. программе, учащиеся 11—12-го кл. распределяются по отделениям — гуманитарное (изучают географию и историю, введение в социологию и введение в философию, пение и музыку, рисование) и естеств.-математическое (математику и механику, физику, химию и естеств. историю). Проф. подготовка осуществляется (с 1969) в проф., проф.-тех. уч-щах в течение 3 лет на базе нач. школы, а также в ср. спец. уч. заведениях в течение 3 или 4 лет на базе подготовит, цикла ср. школы. В 1985/86 уч. г. в системе проф. подготовки обучалось более 27 тыс. уч-ся; действовало св. 20 уч. заведений (в 1975 — 12). Высш. образование дают ун-ты и ин-ты. В 1973 Ливийский ун-т в Бенгази был разделён на 2 самостоят. ун-та (в Триполи и Бенгази). В кон. 80-х гг. в стране имелось 5 ун-тов: аль-Фатах в Триполи (9 ф-тов, в 1989 — 24 тыс. студентов); ун-т в г. Себха (осн. в 1983; 2 тыс. студентов); Ун-т Гаръюнис в Бенгази (9 ф-тов; 9,4 тыс. студентов; филиал — в г. Эль-Бейда); Технол. ун-т «Брайт стар» в г. Марса-эль-Брега (осн. в 1981; 700 студентов); Мед. ун-т в Бенгази (осн. в 1970). Обучение в ун-тах осуществляется на араб. и англ. языках, срок обучения 4—6 лет. Имеются: ин-ты -связи (1963), технол. (1976), электроники, банковского дела — все в Триполи, нефтяной пром-сти в Тобруке, электроники в Бени-Валиде и Хуне, технологические в Бени-Валиде и Браке, худож. ремесл. колледж в Триполи и др. В 1988 в вузах Л. обучалось св. 40 тыс. студентов. В системе образования взрослых в нач. 70-х гг. принята спец. программа по ликвидации неграмотности. Наряду с государственными есть частные школы и курсы для взрослых. Учителя для нач. школ готовятся на базе подготовит, ср. школы в течение 2 или 4 лет (в нач. 90-х гг. ежегодно — 30,5 тыс. уч ся), для ср. школы — в ун-тах (4 года). Пед. исследования ведутся в Центре пед. исследований и документации в Триполи. Лит. — Фатис В. Л., Ливия, М., 1982; Л аврентьев С. А., Ливийская Джа-махирия: годы перемен, М., 1983. В. 3. Клепиков.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|