ЛИЛИНА Злата Ионовна

(1882, г. Друя Витебской губ., — 1929, Ленинград), педагог, деятель нар. образования. Жена Г. Е. Зиновьева. По окончании гимназии в Митаве работала учительницей (1902). В 1902 вступила в РСДРП, с 1903 в орг-ции большевиков. В 1902—03 находилась в Швейцарии, училась на мед. курсах в Берне. В 1905—07 в Петербурге, участвовала в рев. событиях, продолжала пед. деятельность. В 1908—17 вновь в Швейцарии (Женева), работала под руководством В. И. Ленина. Сотрудничала в газетах «Звезда», «Правда», жури. «Работница», участвовала в подготовке парт, публикаций. После Февральской революции в России, с апреля 1918 зав. отделом социального обеспечения Пет-рогр. совета. Возглавляла борьбу с дет. беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в шк. учреждениях, приютах, детдомах. С 1920 зав. петрогр. Губсоцвосом и зам. зав. губоно. В 1924- 1926 зав. петрогр. губоно. Затем командирована в распоряжение ЦК партии, в 1927—29 зав. отделом дет. книги Госиздата, чл. коллегии Главсоцвоса НКП РСФСР.

В основе организаторской и науч.-пед. деятельности Л. лежало представление о том, что школа — «первая ступень жизни» (а не средство подготовки к ней), на к-рой учащиеся должны обрести духовную свободу и научиться «самоуправляться и управлять». Л. настаивала на вариативности типов общеобразоват. школы. наиб. жизненными в условиях послерев. периода она считала апробированные в практике Петрогр. губ. (Союза сев. коммун) три типа: школы с продлённым днём, школы-клубы (с правом свободного посещения в течение полного дня и изучением предметов по выбору), дет. дома (или «дет. трудовые коммуны»; рассматривались как тип массовой школы). Л. показала разнообразные возможности взаимодействия и сотрудничества в них школьников с учителями, воспитателями, трудовым населением (Советы по нар. образованию, «рабочие пат-ронаты», т. н. летние школы, создаваемые при поддержке предприятий и крестьянских об-в, занятия с привлечением специалистов произ-ва, творческой интеллигенции и др.). Способствовала развитию школ с с.-х. и индустр. уклонами.

Отмечая необходимость связи школы с производит, трудом, Л. в то же время заняла леворадикальную позицию по отношению к проф. образованию, противопоставив его общему. В полемике по проблемам трудового обучения она выступила против идей ранней профессионализации и монотехнического образования.

После 15-го съезда ВКП(б) (1927) Л. была инкриминирована принадлежность к «троцкистской оппозиции», она была исключена из партии. Со 2-й пол. 30-х гг. имя и труды Л. были изъяты из науч. обращения и библиографии.

Соч.: Социально-трудовое воспитание. Итог четырехлетней работы с Октябрьской революции до октября 1921 г., П., 1921; Красный календарь в трудовой школе. Метод. статьи, инструктивный материал и библиография, Л1924 (сост.); Школа и трудовое население. Опыт связи. Принципы и методы, Л.; Практика социального воспитания. (Опыт Ленинграда и Ленингр. губ.). Сб., М. — Л., 1926 (ред.); Лилина о самой себе (Автобиография), «Красная летопись», 1929, № 4, с. 244—46; Пед. методы Ленина, М., 1925.

Лит.: Гинтовт А., Педагог — энтузиаст, «Красная летопись», 1929. № 4; Пед. деятельность и пед. взгляды 3. И. Лилиной. (Метод. материалы для студентов). Сост. В. В. Макаев, Пятигорск, 1990.

В. В. Макаев.

 

Просмотров: 1112
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • Авторские школы
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • Культура школы
  • ЛИЛИНА Злата Ионовна (1882-1929)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
  • ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Три главных мотива трудовой школы
  • Уклад (жизни) школы
  • Фобия школы
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • Школы психиатрии
  • Школы-коммуны
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь